Литературная мистификация или героическая судьба?

Олег Фочкин
Замредактора отдела силовых структур

Самый польский индеец

Сат-Ок по-индейски значит «Длинное Перо». Это имя маленький индейский мальчик - ути - завоевал в жестокой схватке с могучим орлом. А еще он был сыном вождя индейского племени шеванезов и польской революционерки...

В 70-е годы мальчишки зачитывались его автобиографическими книгами "Земля Соленых Скал", «Таинственные следы», «Белый мустанг», «Сыновья Великого орла», «Свой среди чужих»...

Прежде всего они притягивали тем, что человек рассказывал о себе, сам был мальчишкой в тот период, о котором писал, и все это было рядом, еще несколько десятилетий назад. А настоящий индеец жил в соседней Польше и даже мог приехать к нам в гости... За книгами Сат-Ока выстраивались очереди в детских бибилиотеках. А диафильм о приключениях маленького индейца и его матери в Канаде и в Польше стал большим дефицитом

Сейчас его книги, к сожалению, можно найти только в букинистических магазинах или в электронном виде. Сат-Ока почему-то перестали издавать в России. Но для любителей жанра он остается настоящей легендой. А в его жизни там много тайн и загадок, недомолвок и настоящих подвигов, что он и сам, похоже, не всегда знал, где вымысел, а где правда. Жаль, что его судьба пока не заинтересовала кинорежиссеров. Фильм мог бы получится захватывающим и необычным.

Многое Сат-Ок не рассказывал в своих книгах Это было опасно, да и никто бы такое не напечатал. Но теперь, по прошествии стольких лет, его судьба только начинает нам открываться...

Осенью 1908 года отряд охотников обитавшего в Заполярной Канаде индейского племени шеванезов наткнулся на лежавшего посреди болота белого человека...

Это была 28-летняя Станислава Суплатович, сбежавшая со своими друзьями из ссылки в Сибири и перебравшаяся на американский материк. К сожалению, все ее товарищи погибли. А сама Станислава была еле жива: обморожена, голодна, практически без сил. Да еще непривычные для индейцев белые волосы. Не мудрено, что они ее приняли за старого человека.

«Старый человек стоит на дороге, ведущей к Солнцу. Он мудр, ибо знает тайны ушедших предков», - гласит первый непреложный закон индейцев. Второй звучит примерно так: «Помоги попавшему в беду, тогда духи, живущие на небе и земле, не оставят тебя своей заботой».

Командовал охотниками молодой индейский вождь Высокий Орел. Он сам решил заняться незнакомцем. И каково было удивление шеванезов, когда они поняли, что перед ними женщина. Глядя на ее светлые волосы, Высокий Орел заявил: «Ее имя отныне Та-Вах - Белая Тучка. Она - гость и находится под моей защитой».

Через много лет Станислава расскажет своим детям, что она родом из далекой Польши, из хорошей дворянской семьи. Но как это было обычно в то время, девушка увлеклась революционными идеями, желанием добиться свободы своей страны от Российской империи.

А потом была революция 1905 года, разгон демонстрации и долгий путь в ссылку на Чукотку. А потом побег. Мужчины оберегали свою единственную подругу-полячку, а сами гибли один за другим. Переправиться им помогли чукчи, симпатизировавшие ссыльным. До Берингова пролива добрались единицы. А встречи с индейцами, жизнь среди которых продолжалась для нее 30 лет, дождалась она одна.

Помог ей бежать, но пот ерялся в Сибири ее любимый человек — Георгий Пашковский. Через много лет сын Станиславы найдет его могилу где-то под Владикавказом, почти случайно. Станислава не знала, что ее жених погиб еще в 1918 году. В самом начале гражданской. Она никогда, ни на минуту не могла себе представить его мертвым. Твердила только: «Боюсь, что Георгий забыл меня. Встретит - не узнает...»

Мужем Белой Тучки стал храбрый и справедливый Высокий Орел. Затем у нее родилось трое детей. Два мальчика и девочка. Младший - Сат-Ок, первый и единственный шеванез, появившейся на свет с голубыми глазами и золотистыми, как лен, волосами.

В пять лет братья друг за другом отправились в лагерь Молодых Волков. Там малыши одни, без родителей, жили в лесной чаще под присмотром лишь строгого наставника. Питались тем, что добывали сами.

А потом от случайно попавших в лагерь охотников Белая Тучка узнала о больших перемепнах, которые произошли в мире, о Первой Мировой войне, об Октябрьской революции, независимости Польши...

И печаль поселилась в сердце Белой Тучки, оно разрывалась между семьей, новым домом и любимой родиной, которую женщина так давно не видела.

Высокий Орел был мудрым человеком. Он прекрасно понимал, что происходит с женой. И сам предложил ей съездить в Польшу, чтобы самой узнать, что стало с ее страной. И в возрасте 50 лет все-таки вернулась. Вместе с ней поехал и 16-летний Сат-Ок - Длинное Перо, «охотник, чьи стрелы всегда достигают цели». Вскоре эти стрелы ему понадобились.

Станислава выбрала не самое лучшее время для возвращения. 1937 год. В стране экономический кризис. Со дня на день ожидалось вторжение фашистской Германии.

Для мальчика вообще все увиденное было потрясением. «Мертвая земля, мертвые деревья, железные и каменные ловушки, куда попадают люди... Для охотника здесь нет доброй добычи» - так он воспринял Европу. Но ради мамы юноша был готов на все. Так его воспитали индейцы..

Станислава сразу устроила мальчика в школу. За два года он смог получить начальное образование, несмотря на насмешки ребят, которые были гораздо младше.

После оккупации молодого индейца, как расово нечистого, арестовало гестапо. Он попал в тюрьму. Религиозные обычаи шеванезов запрещали мужчинам стричь волосы. И длинные светлые локоны Сат-Ока стали для фашистов развлечением. Они наматывали их на руки и рвали с кровью. Пока соседи по камере не наточили ложки и побрили его наголо. Сам он это сделать не имел право. А через пару месяцев Сат-Ока отправляют в один из самых страшных концлагерей — Освенцим.

По дороге юноше и его новым друзьям удалось бежать из вагона в Борковицкие леса. Так Сат-Ок стал партизаном и бойцом Армии Крайовой. Но к огнестрельному оружию он так и не привык. В лесу Длинное Перо сделал себе лук и воевал с фашистами с его помощью. Впрочем, его меткая стрельба очень помогала партизанам. Он бесшумно снимал часовых, открывая отряду дорогу для нападений.

А его излюбленным оружием стал короткий индейский нож, с ручкой, покрытой мехом.

Дальше его реальная и официальная судьба несколько отличаются.

Во всех «книжных» биографиях рассказывается, что после освобождения Польши советскими войсками он стал бойцом польского народного войска и был направлен в военно-морской флот. А после демобилизации Суплатович остался в Польше и его судьба сложилась благополучно. Он получил техническое образование, работал механиком на торговом флоте.

Ну, а матери Сат-Ока, той, о которой в племени шеванезов уже сложены легенды, Станиславе Суплатович, обосновавшейся в Кельцах, правительство Народной Польши определило пожизненную пенсию за политическую деятельность в 1905 году.

Сат-Ок так и остался индейцем. Во время своих заокеанских плаваний он всеми силами пытался узнать, что стало с его отцом и племенем. Так он узнал, что его старший брат Танто погиб во время одной из вооруженных стычек с белыми еще в 1947 году, были убиты сестра Тинагет, и ее муж и друг детства Станислава — вождь могавков Дана Игла... Сестра была активной участницей индейского женского движения. Она была убита и сожжена в машине в окрестностях Монреаля. Трое детей остались сиротами. А отец до 90 лет продолжал водить племя, кочуя в окрестностях Медвежьего озера...

Параллельно с океанскими походами Суплатович стал записывать истории из своего детства, которые то и дело всплывали в памяти. Так постепенно он стал известным в Польше, а потом и в других странах писателем. Не раз приезжал и в Россию.

Предисловие к его первому советскому изданию «Земли соленых скал» написал Лев Кассиль, восхищавшийся судьбой и силой духа «польского индейца».

Все это так. Но перед тем, как все действительно наладилось, Сат-Оку, а теперь Станиславу Суплатовичу, пришлось еще раз попасть теперь уже в советские лагеря за службу в Армии Крайовой.

Но это не последняя нестыковка. Во многих статьях упоминается, что его мать погибла в Освенциме. А кому же тогда платили пенсию до середины 60-х годов прошлого века?

Есть и еще один странный эпизод. Сам же Суплатович рассказывал, что его брат погиб в бою в 1947 году. Но в 1958 году, как описано в статье в центральной российской газете, он приплыл в Канаду на сухогрузе «Болеслав Храбрый», где встретился с братом Танто!..

В статье подробно описывается их встреча. А потом они идут по улице и из проезжающей машины обоих обстреливают. Танто убивают, а Сат-Ок получает сквозное ранение в грудь.

«— Это скинхеды, — тихо сказала пожилая чернокожая женщина. — Бритоголовые… Я их узнала…». Потом прибегают моряки, спасают Сат-Ока и отвозят его сначала в больницу, а потом на корабль, поскольку на берегу ему продолжает грозить опасность.

История красивая, но мало похожая на правду и отдающая политическим заказом. Суплатович действительно был очень уважаемым индеанистом, которого хорошо знали во всем мире.

Но сами же индеанисты утверждают, что его биография — хорошо выдуманная история. А в книгах очень много нестыковок, на которые нередко обращали внимание специалисты.

Например, хотя Сат-Ок довольно подробно описывает быт племени шони (шеванезов), упоминаемые им слова языка шони («мокве» — медведь, «вабассо» — кролик и др.) относятся к соседним алгонкинским языкам, тогда как в современном шони вместо них используются другие слова.

Индеанисты утверждают, что вся биография Суплатовича — хорошо продуманная мистификация, которая всех устраивала.

Сат-Ок чистокровный поляк, родился в Польше под Сандомиром. Скорее всего, в юности был увлечённым индеанистом, а во время Второй Мировой нетрудно было выдать себя за кого угодно. Напридумывать сказочную биографию и пересказать ее польским партизанам, вряд ли представляющим о чем идет речь, подготовленному человеку тоже было легко.

Когда начали выходить книги с ошибками: историческими, этнографическими, лингвистическими с польскими индеанистами у Сат-Ока стали появляться проблемы. По мере развития движения и приобретенных знаний, несуразицы из его книг и рассказов стали вылезать одна за другой.

А последней каплей стало то, что Сат-Ок выдал себя за прямого потомка действительно великого индейского вождя Текумзе. Документально подтверждено, что оба сына Текумсе погибли у Ва-па-ку-не-та.

Станислава Суплатович (1881–1963), — жительница города Кельце, член партии Социал-демократия Королевства Полького и Литвы (СДКПиЛ) – наиболее «правильной» с большевистской точки зрения социалистической партии Польши, – сослана около 1906 г. на Чукотку (поселок Св. Лаврентия), откуда бежала в Америку. Персональная пенсионерка, ум. в 1963 г.

Маршрут ее побега, изложенный в 70-е годы в наштх книгах, по меньшей мере выглядит странно. Планируя добраться до Калифорнии, она движется в сторону реки Маккензи с помощью индейцев-тлинкитов — что тоже нонсенс! Маршрут: А дальше начинает петлять по рекам, накрутив лишние полторы тысячи километров.

В 1938–1939 гг. — Станислав Суплатович находится в интернате при Радомском монастыре, а потом работает на местном почтамте. В 1940 г. его арестовывает гестапо. Через год он совершает побег и оказывается в партизанском отряде «капитана Лёньки» до недавнего времени подполковника в отставке С. Ф. Лесниковского, жившего после войны в Житомире. В отряде Суплатович был до 1944 года. Его там прозвали «Казак». Имеет несколько польских боевых наград, включая медаль Войска Польского, Крест Армии Крайовой и другие. Затем шесть лет служил в польском ВМФ.

В том, что Суплатович воевал, сомнений не было ни у кого...

Его заслуги и просветительская деятельность Суплатовича были так велики, что разоблачать его мистификацию (если она действительно была) не стали. Он так и остался одним из самых уважаемых индеанистов страны и жил с любимой собакой и множеством кошек, которых собирал по всему городу.

До самой смерти 3 июля 2003 года Сат-Ок Суплатович жил в городе Гданьске на аллее Войска Польского. Существует музей Сат-Ока в Тухоли. Официальный сайт Сат-Ока http://www.sat-okh.art.pl/las.html

В прошлом, 2010 году американский публицист и журналист Стивен Глантц, лично знавший Сат-Ока и его боевых товарищей по партизанскому отряду - Рихарда Выховски и Барбару Зелт, партизана и курьера — написал книгу «Как герой, возвращающийся домой. Повесть, основанная на подлинной истории Сат-Ока, шауни Черной Реки». Глантц утверждает на основе американских архивов, что Сат-Ок родился на берегу реки Макензи в индейском типи и был сыном вождя клана Совы Леоо-Карко-Око-Маа (по другим источникам Высокого Орла и польки Станиславы Суплатович. Именно в этой книге утверждается, что Высокий Орел был сыном вождя Черное Копыто, который в свою очередь являлся внуком легендарного Текумзе (1768-1813 гг.), духовного и военного лидера, пытавшегося объединить индейские народы и создать независимое индейское государство. Мистификации продолжаются?

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру