18 ноября на Красной площади состоялась новая акция. Обнаженный мужчина неопределенного возраста лег на брусчатку у Мавзолея и стал выкрикивать: "Ленин, поделись, пожалуйста, жильем!". Подошедшему сотруднику полиции мужчина объяснил, что ему негде жить, что на улице сейчас холодно, а у Ленина тепло.
В отличие от акции Петра Павленского, проведенной также в обнаженном виде в холодную осень 2013 года, неизвестный перфомер большого внимания к себе не привлек и резонанса своим подвигом не вызвал. Случайные свидетели, находившиеся на площади в это время, либо акцию старались не замечать, либо равнодушно проходили мимо отважного героя.
Почему?
Наряду с разными факторами, от которых зависит успех акции, такими как форма ее подачи с предварительным обдумыванием деталей и составлением сценария, которые любой гомосапиенс с повышенной эксгибицией, решившийся на публичное обнажение, сознательно или спонтанно осмысливает заранее, есть еще необходимость ее репрезентирования. У бездомного активиста она не предусматривалась и была задокументирована совершенно случайно.
Что касается причин более высокого уровня размышлений, то они не могут не привести к трем выводам:
К первому о том, что таких городских сумасшедших в стране становится все больше, и их протесты становятся системными, как в случае с небезызвестным Владимиром Ионовым, регулярно появляющимся со своими слоганами в публичных местах Москвы. Безусловно, что платформой для новых активистов является социальная дифференциация, уровень которой в российском обществе если не перешел взрывоопасную черту, то находится близко к ней.
Второй вывод заключается в том, что при любых даже самых жестких ограничениях, чем власть в России отличается, находятся отчаянные головы, которых остановить нельзя. Они всегда находят возможности себя выразить.
И главный вывод. Печальный. Народу глубоко наплевать на проблемы отдельных лузеров. Сочувствие и сострадание нашему народу неведомы. Они у него находятся по выражению одного известного журналиста на сто двадцать пятом месте. Нет загадочности в русской душе, кроме темных ее сторон. И если темные души несут цветы и ставят свечи по поводу погибших в очередной трагедии, то они этим лицемерным действием хотят показать себя лучше, чем на самом деле есть. Это объективность, которую выявила маленькая, совершенно невзрачная на первый взгляд, бытовая история.
И возвращаясь к действию. Если оценивать его по художественным критериям, то оно намного превосходит спекулятивные в свое основе акции Петра Павленского и Синего всадника, проведенные на Красной площади, так и оставшиеся до конца не понятые простыми смертными. Мощная метафора мавзолея как дома рождает несколько очень перспективных коннотаций, имеющих прямое отношение к современному искусству. Жаль, что бедняга не художник, поскольку у последних не всегда хватает креатива на такие значительные вещи.
Несколько обедняет акцию то, что в отличие от Павленского, новоявленный акционист не осмелился раздеть себя полностью, а лишь показал народу обнаженный торс. В остальном между ним и известным художником различий не было. Свинтили доблестные силы правопорядка того и другого одинаково. Быстро и без проблем.