Крейсер «Аврора», лайнер «Титаник» и ковчег (имя неизвестно, капитан: патриарх Ной) — самые известные, рекордно упоминаемые в инете корабли в истории человечества. Если ковчег в буквальном смысле перевез человечество из «допотопной» эры в после-потопную, то выстрел «Авроры», как говорили, «ознаменовал начало эры коммунистической».
Гибель «Титаника» вошла в историю не числом погибших (1496 человек), а особым эмоциональным, даже цивилизационным следом. Корабль был символом Belle Еpoque («Прекрасной эпохи»), счастливых десятилетий до Первой Мировой войны. Всеобщее процветание, технический прогресс, Всемирные выставки, электричество, Эйфелева башня, дирижабли, самолеты, кинематограф… Интеллектуалы, политики, даже монархи1 твердили: «Международное сотрудничество, гигантские объемы торговли сделали войны (кроме колониальных!) бессмысленными, невозможными».
1 Николай II инициировал первую мировую конференцию по разоружению (Гаага, 1899). Монархисты справедливо подчеркивают его приоритет, но, похоже, политическая судьба царя надолго дискредитировала саму идею: «Разоружение – дело наивных и неумелых политиков».
Супер-лайнеры в потоке технических новинок выделялись: они сближали континенты. Одна из любимых мыслей профессора Сергея Петровича Капицы: мировые цивилизации развивались по берегам «Трех Средиземных морей». Первое — собственно Средиземное море, Второе Средиземное — Северная Атлантика. Третьим Средиземным становится Тихий Океан. Гигантские роскошные лайнеры словно залиговывали жизни, образы жизней, объединяли элиты Второго Средиземноморья.
«Титаник» — грандиозный, но не единственный символ Belle Еpoque. Однако он единственный так громко погибший: Эйфелева башня не упала, а дирижабль «Гинденбург» сгорел уже совсем в другую эпоху.
Трагедия апреля 1912 года через десятилетия стала выглядеть неким предупреждающим знаком: впереди Мировая Война, гладкая дорога закончилась. Тут, получается, наша «Аврора» шла в кильватере, своим «залпом» (из одного орудия) лишь подтвердив знак «Титаника»: «Встречайте Век катастроф!»
Впрочем, о культурном значении того лайнера написаны тома, а трагедия июня-2023 требует рассмотреть специфику катастроф уже другого века. Согласно хронометражу последнего рейса батискафа «Титан», пятеро несчастных его пассажиров исторические обломки 1912 года разглядеть не успели. Но, если вдуматься, их гибель позволит разглядеть некоторые тренды века 21-го.
В журнале «Нева» (2018) я связал в некую фашину пранкеров, реконструкторов, «косплэйщиков» и «титанико-манию». Тогда в СМИ царил «Титаник-2»: грандиозный проект воссоздания Первого. Миллиардер Клайв Палмер планировал строить в Китае точную копию с аутентичной обстановкой, мундиры 1912 года для 900 членов экипажа (который таким образом становится актерским коллективом, интересно бы понаблюдать кастинг). В мельчайших подробностях повторят меню, посуду, музыку, одеяния пассажиров исторического рейса в Нью-Йорк. Цена — $1млн за билет первого класса. Себе Палмер обещал купить билет в третий класс: ведь в массиве «титанических» исследований огромная доля и социологии. Одни поднимали на щит статистику: процент погибших пассажиров 3 класса был много выше, их, правда, позже допустили к шлюпкам. Но другие титаниковые социологи парировали примером: знаменитый мультимиллионер Астор уступил свое место в шлюпке женщине из 3 класса.
К реконструкторам я подверстал и подражателей, в т. ч. известных Вована & Лексуса, и первого пранкера в большой литературе, героя бесподобного романа «Мерзкая плоть» Ивлина Во, потому и назвал свой текст «Симулякры и симулянты. Пранк-эссе».
Первое слово в титуле: отсылка к почитаемому французскому философу Жану Бодрийяру, грохнувшему когда-то: «Войны в Заливе не было», объявившего нынешнюю реальность неотличимой от СИМУЛЯКРА. В знаменитом фильме «Матрица» главный герой Нео достает все объясняющий лазерный диск из книги Бодрийяра. Мимоходом Бодрийяр мощнее всех унизил телемонстра CNN, создавшего из Ирака, Войны в Заливе симулякр.
Ну а уж «симулянты» — это я взял производную, объединив в том числе создателей новых, параллельных «Титаников», реконструкторов, пранкеров. Вован & Лексус уже тогда, к 2018 году выстроили свой параллельный политический мир, «разведя» Порошенко, Лукашенко, Коломойского, президента Путина (ложным Элтон Джоном). И супер-хит: дозвонившись до постоянного представителя США при ООН Никки Хейли от лица якобы польского премьера, наябедничали: «Россия вмешалась в дела страны Биномо, что расположена где-то вблизи Вьетнама, южнее Китая». И увековечили ответ Никки Хейли: «Мы предупреждены об этом и очень пристально наблюдаем... Мы продолжим напоминать России о ее месте в мире».
И от гомерически глупой американки — возвращаясь к «симуляции» жизни в прекрасном Золотом веке.
Мощное обаяние Belle Еpoque и психологическая неосвоенность жителями своего, 21 века (и в общем-то нелюбовь к нему) — вот что породило это бегство, огромную очередь заявок на первый рейс «Титаник-2». Впрочем, индекс палмеровского я поправил: «Титаник-3», считая за Второй — гениальную реконструкцию режиссера Джеймса Кэмерона для одноименного блокбастера. Развивая тему реконструкцией, представлял фирму организующую «Сараево-1914» в костюмах эрцгерцога Франца Фердинанда, герцогини Софии, Гаврилы Принципа.
Однако описанный в «Пранк-эссе» (и многих СМИ) рейс «Титаник-2» не состоялся. Экономика, Пандемия проект трансформировали и весьма характерно. Место постройки «клона» остается — Китай. Но у нового хозяина, тоже мультимиллионера Су Шаоцзюня, фаната «Титаника» (корабля и фильма Кэмерона) полноразмерная модель стоит на территории парка города Суйнин, глубоко сухопутной провинции Сычуань. Так же, как у Палмера: весь интерьер, лампы, иллюминаторы, мундиры — всё клоны, реплики тех самых. Отчего цена даже сухопутного лайнера уже перевалила за $150млн. Сутки в каюте 3-го класса будут стоить $400 долларов, в 1-м классе — до 15000.
Вокруг — огромный котлован с водой. Качка? Думаю, вряд ли, но некоторые иллюзии морского рейса будут. Для щекотки нервов, Россия могла б получить заказ (опять фантазирую) на айсберг «справа по борту». Изящный пандан к популярному там нашему мороженому. Легко представить атмосферу: веселье, фейерверки. Отель, парк развлечений, музей (лайнера и опять же фильма) обеспечат окупаемость «сычуаньского Титаника» (№4?).
Но надо вернуться к самому первому, угрюмо и опасно лежащему 111 лет на глубине 4 км, разломленному пополам, доедаемому ржавчиной и хором глубоководной микрофауны. Его останки тоже ведь стали «бизнес-проектом». Американская компания Ocean Gate к обломкам лайнера организовала на батискафе «Титан» туры, на днях закончившиеся известно как. Критика дурацкой конструкции «Титана» — уже банальность. Абсурд был виден даже кинорежиссеру: Джеймс Кэмерон спускался всё же, благополучно снял фильм на настоящих, советско-финских батискафах «Мир». А конструктор «Титана» Стоктон Раш объявил, и более того, сделал рекламным ходом ставку только на новые материалы (углепластик) и «молодых, креативных инженеров». Похоже в проекте Ocean Gate хорошо «сконструирована» была лишь коммерческая сторона: реклама, гибкая система скидок, «Приведи друга и получи билет дешевле!» От базовой цены в $250.000 уступали более $100000. Пакистанский бизнесмен Шахзада Дауд на роковой тур привел не «друга», а сына, 19-летнего Сулемана. Рейсы «Титана» называли «кладбищенскими», потомки погибших там в 1912 году были против. Я предполагаю, что ход Ocean Gate — называть своих пассажиров «исследователями» — придуман именно для нейтрализации тех протестов. Сравните: пассажиров орбитальных станций называли «космические туристы». Так сказать, не продавали им шеврон «Исследователь», хотя они (вспоминаю эпопею первого космотуриста Денниса Тито) проходили серьезнейшую полугодовую подготовку, теоретически могли помочь выполнить некоторые функции членам экипажа. А «подготовка» несчастного «исследователя» Сулемана Дауда была не сложнее процедуры покупки билета в автобусе. Да, кроме рекламы, наиболее надежной в проекте «Титан» была «конструкция» параграфов контракта: многократный юридически варьируемый отказ от всех претензий к компании в любом случае, в т. ч. и таком, что имел место 18.06.2023.
Мое, возможно, субъективное «титановое» впечатление как-то связалось с недавними хороводами опрокинутых составов, случайными до-катастрофными кадрами: поезда медленно ползут (а скорость — функция от состояния путей) по до сих пор неэлектрифицированным американским железным дорогам. Общее, повторю, сугубо личное впечатление: банкирско-адвокатский компонент нации слегка теснит её «эдисоновский» компонент.
Уже анонсирован документальный фильм «Titanic Sub: Lost at Sea» телеканала Channel 5 о поисках батискафа «Титан»: «Это выход за рамки обычного новостного сюжета, показ драмы поиска аппарата с людьми». Продолжу, извините, в своем абсурдистском ключе. Создана фирма Ocean Gate-2: «Продажа туров к месту гибели батискафа, осматривавшего место гибели…»
Так что, вспоминая фильм Феллини «И корабль плывет», скажу, что символ спасения в эпоху глобального потепления, грозящую новым потом — ковчег. Знак обновления/обрушения в нарастании «социальной жары» — тот крейсер. И бессильный эмоциональный протест всем этим эко-соц, военно-политическим реалиям — ностальгический лайнер.