Дожить до 65 лет и не побывать на Кубе мне было стыдно. Решил исправить эту ошибку! Моему отцу, писателю Николаю Задорнову, который побывал на Кубе в 1964 году и привез мне оттуда первые в моей жизни джинсы, посвящается.
К сожалению, на Кубу я прилетел ночью. Первые фотографии не получились. Жаль. Оказывается, самая длинная в мире скамейка… в Гаване! Но «работает» она скамейкой только ночью. Это парапет набережной длиной… в семь километров! От заката до рассвета на семи километрах сплошняком сидит молодёжь: обнимаются, поют песни, как бы сказали у нас в старину – милуются… Потанцуют под собственное пение или под полубомжеватую гитару и снова садятся на «скамейку». Семь километров молодёжи! Шумно, гамно, песенно… Но! Ни одного наркомана! Никого… с ноутбуком! Такую «скамейку» просто необходимо занести в Книгу рекордов Гиннеса.
Подобного разнообразия такси, как на Кубе, я не видел нигде в мире. От беспородистых кляч до удлинённых линкольнов-лимузинов. Правда, все эти тлимузины 40-х, 30-х, 50-х годов. Но всё равно их обладатели считаются крутыми.
Водители такси в почёте. О них кубинцы говорят: «О, таксист, значит, богатый!» Как было не сфоткать «богатых» владельцев с их «роскошными» «ё-мобилями»?
Нет-нет, это не парад раритетов. Это те самые «рабочие лошадки», на которых до сих пор красуются «крутые» кубинцы.
Нередко можно увидеть машину без стёкол, с натянутым полиэтиленовым пакетом, чтобы особенно не задувало.
Даже к нашему «родному» – и то относятся с уважением: видимо, за то, что он… всё ещё ездит!
Надо отдать должное кубинцам: у них, как и у бывшего СССэрного населения, удивительно развиты соображалка и смекалка при отсутствии думалки. Голь на выдумки хитра! Если в высокоразвитой Японии у кого-то спустило колесо, водитель вызывает к месту «аварии» службу автосервиса или читает инструкцию о том, как и чем поменять колесо. Кубинцы, как и большинство из нас, ещё не стали дрессированным планктоном западных цивилизаций, ксерокопиями друг друга. У одного из таксистов-кубинцев, который говорил по-русски, (а таких на Кубе немало – многие учились в СССР), я спросил, как они умудряются эти «полумумии» поддерживать в «живом» состоянии? К примеру, как они их ремонтируют? Ведь запчастей с тридцатых и пятидесятых годов, наверняка, не сохранилось. Он ответил замечательно: «Мы их не ремонтируем. Мы их сочиняем!» И добавил: «Из того, что попадается под руку!»
В подтверждение его слов мне рассказали, как мечтавшие о жизни в Америке кубинцы на каком-нибудь линкольне или форде тридцатых годов… Сейчас вдохните воздуха в грудь… – уплывали из Кубы в Америку через пролив! Я не могу объяснить, как эти четырёхколёсные лодки сочинили с точки зрения технической, как управляли ими водилы-беженцы: гребли вёслами или придумывали что-то более эффективное, типа ставили парус, приделывали ветряную мельницу и «червяком» передавали движение на винт пропеллера, снятый с советского кукурузника… Не знаю. Но таких случаев было предостаточно, дабы восхититься кубинской соображалкой. Американцы – ну, тупые! – этих беженцев сажали в тюрьму. Несправедливо. Надо было сразу брать на работу в какой-нибудь научно-проектировочный институт. Они бы им столько супермеханизмов «насочиняли»! К примеру, как из «шаттла» выйти в открытый космос на моторной лодке.
А это машина, которую мне захотелось взять в аренду и, пока я на Кубе, представить себя Аль Капоне.
На Кубе всё – неформатно. Даже розовые закаты, сфотографированные из розовой машины.
Памятник самому надёжному, с точки зрения кубинцев, транспортному средству – советскому танку!
Стыдно признаться, но это зрители приехали на мой концерт к «концертному залу».
Меня как постоянного жителя Евросоюза в Латвии восхитили глаза кубинских детей: все с задоринками! Когда я после Кубы вернулся в Латвию, первое время не хотелось смотреть на детские лица. У большинства -- отсутствие энергии в зрачках, словно перед глазами белый лист: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего, кроме айфона, не хочу!
С возрастом этот взгляд у всех недовольных Россией прибалтов становится жёстким и холодным, как Балтийское море зимой подо льдом.
В странах Евросоюза дети уже давно не играют в прятки. Девчонки подросткового возраста не наряжаются в платья. Когда-то давным-давно считалось, что юбка сохраняет женскую энергию. Этакий купол-оберег. А мужские брюки-штаны эту энергию рассекают и обезэнергечивают женщину. С тех пор, как у женщин вошло в моду носить джинсы и брюки, резко увеличилось количество бесплодных в мире.
На Кубе, как мне с гордостью доложил гид, женских заболеваний гораздо меньше, чем в Европе и в Америке! Понимаю, верю! Главное женское еврозаболевание – борьба за эмансипацию. Бабы решили стать мужиками. Это болезнь! Потому и мужикам ничего не осталось, как стать бабами. На Кубе и речи не может быть о гей-парадах. Геи наверняка есть, не знаю, не уточнял, но им в голову не придёт собраться на парад и пиарить свой гормональный недуг как преданность демократии.
На Кубе девчонки знают об эмансипации не больше, чем дети Европы и Америки об играх в прятки и догонялки не на компьютере.
Счастливых лиц на улицах в кубинских городах гораздо больше, чем, скажем, в Нью-Йорке на Пятой авеню, не говоря уже о нашем Рублёвском шоссе. Американцы тоже улыбаются, но лишь потому что так надо по инструкции, дабы выглядеть политкорректными. Кубинцы улыбаются, потому что им так хочется. Они живут, словно пританцовывая.
Это не карнавал, не праздник. Просто воскресное утро. А почему в таких костюмах? Так захотелось!
Вечером с непривычки забредёшь в бедняцкий квартал – неуютно, поёживаешься. Кажется, вот-вот кирпичом огреют, разденут, всё отберут. Но уже через час-два понимаешь – гулять даже по нищим квартала Гаваны безопаснее, чем в Москве в субботу вечером вокруг Кремля.
Вскоре успокаиваешься и даже хочется посидеть, отдохнуть и молча поговорить с самым разумным представителем животного мира.
А какие на Кубе «неформатные» девчонки! И главное – весёлые! Как с ними не задружиться?!
Живая реклама священному кубинскому треугольнику: ром, кофе и сигареты! Одновременно антиреклама кубинской стоматологии. Такое не отфотошопит ни одна американская пиар-компания.
Я понимаю, почему женщины на Кубе сплошь от мала до велика озорно привлекательны. Потому что на Кубе что ни мужик, то мачо.
Любой житель Кубы, когда улыбается, - это реклама зубов.
По американским законам, если в лифте мужчина смотрит на женщину дольше двух минут, на него можно подать в суд за сексуальное домогательство. Если такой закон ввести на Кубе, придётся посадить всех кубинцев.
Как тут не вспомнить название пьесы Николая Островского «Бедность не порок»?
Куба заражает природным гормоном. Самому хочется стать мачо.
На Кубе многому приходится удивляться. Например, для туристов существует одна валюта, а для местных жителей другая. Когда-то в СССР позднего разлива были так называемые сертификаты: жёлтые, чёрные, красные. Что-то по подобию «сочинили» сегодня и на Кубе. Простая валюта, для кубинцев, и нацвалюта для туристов называется одинаково – песо. Как шутят русские, этимология этого слова кроется в том, что на один песо на Кубе можно только пописать в платном туалете».
А на дороге я однажды видел велосипедиста, который ехал, держась за хвост впереди скачущей лошади. К сожалению, не успел сфотографировать.
Да-а, чего только не увидишь порой на кубинских дорогах! Такой можно встретить «микс» из прошлого и настоящего.
В обычные дни по вечерам в маленьких городах, посёлках, деревнях кубинцы любят выйти на террасу, посидеть в креслах-качалках, посмотреть на закат, на тех, кто идёт по улице, подумать, помечтать… Сканировать, кто во что одет? Как бы у нас сказали – провести «кастинг». Кресла-качалки на террасах при входе почти в каждый дом.
Когда нет суеты и автомобильных пробок, тогда нет и пробок в голове.
Самое крупнокалиберное граффити, которое мне доводилось видеть в жизни. Потомки насильно привезённых с других континентов рабов считают Кубу своей родиной. Они любят её независимо от того, мулат он, метис, араб или негр… на Кубе есть только одна национальность – кубинец! Куба не нуждается в лицемерной политкорректности. Они и без неё не оскорбляют друг друга.
В память о далёком прошлом родного острова первые переселенцы создали наскальное граффити на том месте, где находилось когда-то священное место аборигенов-индейцев.
До прихода европейцев, до открытия Америки Колумбом на Кубе жили индейцы. Не осталось… ни одного! Испанские завоеватели уничтожили всех. Почему? Не покорялись! Не становились рабами. Пришлось уничтожить и завезти рабов с других континентов. Естественно, прикрываясь идеей христианства…
Но и на этот раз поработители ошиблись. Память о свободолюбцах-аборигенах вечно заряжала переселенцев.
Невольно вспоминается, как в Советском Союзе мы в молодости называли Кубу Островом свободы!
Мистический факт истории: после того, как уничтожили всех аборигенов и сбросили их в реку, река пересохла.
Конечно, в этих священных пещерах индейцы могли бы спрятаться от тех же испанцев-конкистадоров. Но они были наивными людьми природы. А если учесть, что в мифах у американских индейцев все боги бородатые, светловолосые и голубоглазые, становится понятно, почему они испанцам поначалу доверились и не попрятались от них. Приняли… за богов! И «боги» тут же показали, на какие сверхчудеса они способны!
На берегу пустынных волн сидел он, дум великих полн.
Однако Гавана – это ещё не Куба, также как Москва – не Россия. И хотя первые впечатления, как правило, самые верные, тем не менее, пора в путь за вторыми, третьими… Путешествуя довольно часто по разным нашим планетным закоулкам, я придумал себе мантру: «Я тот, кто сам за собой носит рюкзак!»
Продолжение следует…
Михаил Задорнов, Брендон Стоун - дуэт за роялем - «Я люблю Америку» (М. Задорнов), 2011: youtu.be/HeNeIof1nh4