В Тверь приезжает учиться много интересных людей из других стран. Есть представители народов, культура которых разительно отличается от нашей. Например сингалы. Многие путают их с ниндийцами, но это совершенно разные люди в плане взглядов на жизнь.
Работать с индийцами как-то комфортнее, понятнее. Русский и индиец, можно сказать, на одной волне. Это касается, например, способов выражения эмоций. Попробуйте догадаться, о чем думает Ваш "цейлонский" собеседник. Простой пример из нашей практики. С иностранцами предстоит подготовка к городскому мероприятию, и вот на перерыве между занятиями заходит у нас речь о репетициях. Понятно, что встречи внеаудиторные, нужно найти свободное время, заставить себя подняться, к примеру, в воскресенье в 11:00 и приехать на встречу к 12:00.
Индиец в худшем случае ничего не пообещает, от разговора улизнёт. С сингалом придётся потуже. Замечено, если начинает улыбаться в ответ, договоренности не состоялось. При хорошем раскладе оба придут к часу дня. И так во всем. Хотя, наверное, бывают исключения.
Сингалы (в статусе единого гражданства, установленного конституцией, - ланкийцы) - представители островного государства Шри-Ланки. В ланковедении сложилось мнение, что их предками являются выходцы из северной Индии. Потому можно обнаружить много общего у индийцев и сингалов, это касается их предпочтений в бытовом и культурном отношении (одежде, кухне), принципа кастовости. Тем не менее языковые и конфессиональные характеристики позволяют сохранять оригинальность и этническое своеобразие сингалов: субординацию при иерархии, высокий статус женщины в традиционном социуме, уважение к любым религиозным верованиям, сильные этикетные установки (но, по-видимому, это не касается вопроса пунктуальности).
Взгляды на жизнь современного сингала формируются под воздействием буддизма и обрядовой практики. Здесь сильны как закон кармы, то есть воздаяния и возмездия за добрые и дурные деяния, так и суеверия, выливающиеся в практику народных культов. "Якка (дух зла), даже уходя, ломает кореха (большой чан для мытья риса)", - гласит сингальская пословица. Рис, надо сказать, в сингальской культуре называют Богом, выращивание его требует невероятного труда. Человек, работающий на рисовом поле, находится в состоянии постоянного стресса. Когда ростки всходят, им необходима такая же забота, какую проявляют к новорождённым.
А работы сингалы не чуждаются никакой, так как труд воспринимают как необходимость. Каков процент работающих, к примеру в Твери, учащихся из Индии и из Шри-Ланки? Пожалуй, последних намного больше, в работе они ловки, к делу приступают с легкостью. Да и досуг воспринимают как благо, стараясь провести его в беседе, за совместными играми, песнями. А чего стоят их народные танцы в ритуальных масках и театральные представления!
Сегодняшняя молодёжь современна, достаточно европеизирована. В последнее время у молодого поколения наметилась тенденция уезжать из страны, во всяком случае желание жить и работать там очень невелико, что связано с отсутствием гарантий, поддержки со стороны государства, крайне низкой оплатой труда. В Шри-Ланке принято говорить: "К кому мы можем обратиться, когда хребет и ограда «поедают» рисовые растения?" Интересно, что смысл, вкладываемый в эти слова, читается довольно широко. С одной стороны, здесь подразумевается полная ответственность человека за собственное самоуничтожение. С другой, эти слова показывают опасную ситуацию, сложившуюся в современном шри-ланкийском обществе.
В общем, нужно разбираться в людях, чтобы не возникало обид в результате коммуникативного сбоя. Об этом пишет известный психолингвист и лингвокультуролог Владимир Ильич Желвис: "Нам позарез нужен новый тип личности - человек, который умеет налаживать контакты с людьми другой культуры.. да если хотите, мир во всем мире зависит от того, насколько хорошо мы понимаем поведение человека иной национальности".