Крымский референдум при такой постановке вопроса: «Автономия остается в составе Украины или входит в состав России» достаточно сомнителен с точки зрения государственно-международного права. Хотя мне лично идея вхождения Крыма в Россию нравится. Появляется территориальная законченность границ России. Можно, конечно, спорить, так это или нет. Для меня, повторюсь в тридцать третий раз, возвращение Крыма есть восстановление исторической справедливости.
В то же время прекрасно понимаю, что на данном отрезке времени присоединение таит в себе больше негативных последствий, чем положительных: международная изоляция, нагрузка на бюджет и т.д. и т.п.
Нет худа без добра. Я всегда считал и считаю, что присоединение Восточной Пруссии такая же вопиющая историческая несправедливость. То, что данное присоединение подкреплено серьезными международными соглашениями, не отменяет факта несправедливости.
Маленькая справка. По решению Потсдамской конференции северная часть немецкой провинции Восточная Пруссия вместе со своей столицей — Кёнигсбергом — временно была передана Советскому Союзу. Позднее при подписании договоров о границах Кёнигсбергская область была полностью признана владением Советского Союза.
Осталось только 20 000 из 370 000 немецких жителей, которые жили в нём до войны. Сразу после войны началась работа по адаптации немцев к новой власти: выходила газета на немецком языке, были организованы школы, где преподавание велось на немецком. В итоге все равно было принято решение о выселении немецкого населения в Германию. Почти все они были отправлены в Германию к 1947 году, только некоторые специалисты помогали восстанавливать работу предприятий вплоть до 1948 и даже до 1950 годов, но и им было отказано в получении советского гражданства, и впоследствии они были депортированы в Германию.
Это означает, что в нынешнем Калининграде не осталось коренного населения. Вроде бы некому возвращаться в Германию. Но русские тоже люди, и тоже хотят хорошо жить. Чтобы понять желание жителей Калининградской области, можно провести референдум аналогичный крымскому с двумя вопросами. Вопрос первый. Хотите вы жить также хорошо, как в Германии? Вопрос второй. Если согласны жить хорошо, хотите ли вы войти в состав Германии?
Думаю, что результаты калининградского референдума мало бы отличались от крымского. Конечно, хотим. И немцы с радостью примут возвращение исконно рус… тьфу, германских земель. И тогда точно никаких санкций в отношении России не будет. Германия точно будет союзником. Берите свой Крым. Отдайте нам Пруссию. Нарушение международных договоров? Конечно, нарушение. Но нет ничего вечного. И Крым тому пример.