20 февраля приглашали выступить на Русско-Украинская конференции, посвященной 200-летию Тараса Шевченко, запланированной еще ДО всего этого.
В смысле представительности все было в порядке: двадцать украинских писателей во главе с Борисом Олейником, чуть боле российских во главе с Валерием Ганичевым. И по части дружественности атмосферы — лучшего не пожелать.
Родственно смотрелись даже столбики фамилий делегатов, где в российском: Котькало, Дорошенко, Шумейко… а в творческо-идеальном смысле (и в репликах) там присутствовал и Бондаренко — потому что, Шевченко, как известно очень любил поэзию Лермонтова, чья жизнь наново запечатлена в книге Владимира Бондаренко…
Всё, под благостной передовицей можно «подвести черту».
Место проведения – красивый такой зал Дома творчества в Переделкино. В фойе – телевизор. В перерывах участники выбегают смотреть новости, хватают пульт. Новостных каналов два, эффект – один.
Если картинка: Сочи — поверх снежных дорожек, ледяных площадок бежит новостная строка: «Захватили здание телецентра… Подожгли дом профсоюзов».
Если картинка: Киев — поверх горящего города строка: «Биатлон… фигуристка Аделина… впервые в Истории зимних…».
Да… не просто даже сорока писателям, сплошь реалистам, справиться с этим сюрреалистическим, а то и постмодернистским сквознячком. История «с доставкой на дом», вроде не искажает, но как-то обессмысливает приносимые к порогу «новостные блоки». Словно сошедший с ума дейчеловский курьер, протянув коробку, квитанцию… вдруг на глазах клиента стреляется.
Возвращаемся в зал, к 200-летию Шевченко. Украинский докладчик, почти мимоходом, сообщил, что имя «Тарас» - от греческого корня: бунтовщик, мятежник. Сюрприз для средне эрудированного автора репортажа. Странно, при практически общих святцах, у нас имя «Тарас» как-то не прижилось. Ни одного знакомого Тараса так и не вспомнил. Только… Тарасов Борис – писатель, ректор Литературного института — неделю назад публиковал эссе о его книгах.
И снова в фойе к телевизору, Киев, Зимняя Олимпиада. «О спорт, ты мир!» - вот и вождь оппозиции Кличко, два дня назад вызвал на боксерский ринг президента Януковича. Кто кого нокаутирует, тот и в политике прав, победил. Гениально! И «результат немного предсказуем», и в/на Украине — будет обоснованный Президент…
Пока какой-нибудь чемпион, а то и вовсе кандидат в мастера спорта по спортивной стрельбе не скажет: «Ну, Клич, становись в свою боксерскую стойку», — щёлк затвор — «Все равно ж тебя эта Вика Нуланд, фак её в… правительство не брала»…
И как давно заведено, после Олимпийских игр идут —Паралимпийские… и тут появление Юлии Тимошенко… на коляске сгустило майданно-спортивные ассоциации до точки просто критической.
Но, несмотря на весь этот сюрреализм («Сюр!» - говорят мои реальные студенты и некоторые мои персонажи немножко фантастического романа «Вещество веры»), надо же как-то реагировать: «писатель-публицист откликнулся в своем…». Выпустил статью:
«Тарас Шевченко, Кличко, Тимошенко… жаркие, зимние, чьи?» в «Литературной России» (28 февраля),
сегодня в газете «Тверская 13» - на целую полосу, под этим же названием «Краш-тест Украины»…
в общем, как положено писателю-публицисту – «отреагировал».
Но чувство, ощущение «Сюр!-ности» остается. Включаю новости.