Нет смысла долго рассуждать о том, что такое молодежная политика, и кто ее должен строить. Для каждой территории и каждого конкретного случая этот подход уникален. Встречается опыт, когда специалисты, которые 20-30 лет назад заняли свои должности, настолько хорошо знают отрасль и идут в ногу со временем, что могут дать фору любому молодому лидеру, а бывает так, что эти «молодые лидеры» настолько погрязли в бюрократии и стремлении пополнить свой кошелек, что не видят настоящих потребностей своей аудитории. Да и реализация молодежной политики в каждом регионе - вопрос самого региона.
Об этом говорит опыт, полученный в общении на многочисленных федеральных форумах «Территория Смыслов» или «Доброволец России». Каждый раз, при наличии одинаковых векторов и схожих показателей, прописанных в постулатах федеральной молодежной политики, возникает вопрос: а почему у них оно работает, а у нас нет? Может, вопрос в поставленных целях и финансировании? Нет. Цели одни и те же, затраты примерно одинаковые. Вопрос в механизмах на местах.
В своем стремлении к идентичности и уникальности молодежь нашего региона зачастую забывает, а может, просто и не знает о возможностях воспользоваться благами в виде грантов и субсидий на организацию мероприятий и реализацию проектов, которые рождаются у них в головах.
Картина включенности молодежи в молодежную политику на данный момент неравномерна и децентрализована. В районах ведутся свои программы, они косвенно пересекаются с региональными трендами, но, к сожалению, не до всех доходят «бонусы» на реализацию проектов.
Архаичные представления чиновников о молодежной политике в районах, наиболее удаленных от центра, все еще тянут к разрозненности в банальном проведении мероприятий. Никто не говорит о том, что все плохо, наоборот, в каждом районе свои активности, свой план, свои стремления и свои способы добиваться результатов. Как правило, вокруг отделов по делам молодежи формируется группа школьников-волонтеров, которые помогают проводить плановые мероприятия. Придумывать им ничего не надо, все придумали до них. Постепенно привносятся элементы федеральной общественной повестки, рождаются отделения федеральных общественных движений, но это единичные случаи, и зачастую на деле они носят номинальный характер. Причин тому множество: от небольшого количества активистов до недостаточной компетенции тех, кто объединяет этих активистов вокруг себя.
Несмотря на это, существуют объединения, которые в полной мере включены и в федеральную повестку, и реализуют проекты на местах.
Споры, которые возникают вокруг тезиса о необходимости объединяться и фокусироваться вокруг крупных проектов, ставят во главу угла именно достижение федеральных показателей. Под лозунгом «Быстрее! Выше! Больше!» рождаются только отчетные показатели, а не системная и целенаправленная работа.
То, что молодежная политика должна быть ориентирована на регион, не подразумевает отказа от федеральных тенденций. Гранты, обучающие программы, общественные движения – это инструмент, возможность для реализации молодежи в регионе, а не обязательная разнарядка.
В Твери перестала существовать Молодежная палата при Тверской городской Думе, которая долгое время представляла собой собрание активистов, обсуждающих общие темы и создающих проекты, способные привлечь разные слои молодежи, Молодежное правительство становится все более недостижимым, недоступным. Что делать при этом молодому человеку, у которого нет огромных амбиций, а есть желание пообщаться и весело провести время? Ответ лежит на поверхности.
Волонтерские объединения, которые, формируясь из групп по интересам, при наличии сильного лидера, смогли в итоге примкнуть к крупным течениям и найти свое место в общественной волонтерской жизни, скорее исключение, чем правило. Чиновник в молодежной политике должен выступать мотиватором, медиатором, источником ресурсов и информации, помощником, а никак не потребителем.
Проблема нынешней молодежной политики в Тверской области не в том, что молодежи мало, она инертна и стремится уехать, и даже не в том, что нет ресурсов, возможностей и поддержки. Проблема в том, что предложение на «рынке» не удовлетворяет спрос, оно удовлетворяет отчетности, графики, федеральные показатели, но не спрос молодых тверитян.
Сегодня, когда активная жизненная позиция - это популярно, когда каждый стремится быть на волне, самое время повернуть лицо молодежной политики региона в сторону этой самой молодежи.