Стадионы у нас строят долго. Можно сказать, растягивают удовольствие. Не знаю, как вам, а мне, честно говоря, уже оскомину набили традиционные сюжеты со строек: этот стадион должны были открыть в таком-то году, но спустя столько-то лет героическими усилиями (читай, после нескольких пересмотров бюджета, и ясно, в какую сторону) залили бетон / вышли на «нулевой цикл» / сделали новый проект и т.п. (нужное подчеркнуть). Нет-нет да случится на новостной ленте ещё какая-нибудь «вкусняшка»: футболисты самарских «Крыльев Советов» сыграли прямо на стройплощадке со сборной, составленной из строителей из Узбекистана, Таджикистана и Турции. Можно было бы сказать, что ничего страшного, что отвлеклись от стройки, и хоть память у гастарбайтеров останется, как бились здесь прямо на поле. Да только поля (которое, согласно планам, в 2015 году уже вовсю должно было быть задействовано) ещё и близко нет. Цитирую отчёт о матче: «Первый гол забил вратарь самарского клуба Евгений Конюхов, игравший в резиновых сапогах».
Но по-настоящему вдохновляет не образ голкипера в резиновых сапогах (я на официальном матче во второй лиге видел вратаря, который в сдававшемся матче даже куртку на поле не снимал), а горделивое имя арены (точнее, места, где будет со временем арена), арены, которая примет матчи чемпионата мира через три года (если он всё-таки счастливо случится на наших просторах). В нём, похоже, сосредоточились все наши комплексы разом – «Космос Арена». Традиционный способ наименования стадионов, возводимых к чемпионатам, когда фигурирует чаще всего имя города – «Арена-Львов», «Арена-Гданьск» - у нас почему-то не в чести. А ведь подобное наименование, которое появляется на футбольной карте мира и раскручивается благодаря мировому первенству – это ещё и способ продвинуть на карте родины новый туристический маршрут. Не делая потом дополнительных вложений, тот или иной город, регион получают потенциальное внимание серьёзной армии туристов. Притом речь идёт не об армии футбольных болельщиков, а именно о шлейфе, о послевкусии, которое наступает уже потом, о своего рода отложенном спросе. Имя города тиражируется для сотен миллионов потребителей – в сводках о матчах, в репортажах корреспондентов, в личных впечатлениях болельщиков, оставленных в социальных сетях. А что мы получаем от «Космос Арены»? Или, как мы её сразу же поименовали на иностранный манер – «Cosmos Arena»? Только лишние поводы посмеяться над нашей гигантоманией, как смеялись в прошлом году над трёхглазой эмблемой чемпионата, в которой неведомым дизайнерам привиделись звёзды, ракеты и даже космические пришельцы?
Как на бесчисленных театрализованных представлениях мы до сих пор не можем выйти из парадигмы русалок, матрёшек и балалаек, словно нам больше гордиться нечем и среди разнообразных культурных пластов больше ничего нам не выбрать, так и в официальных мифологемах, связанных с новейшей историей, нет больше ничего, кроме как покорения космоса и победы во Второй мировой. Разумеется, нашлась арена, которая так бесхитростно и названа – «Арена Победа». Строят её в Волгограде. Точнее, в данный момент только подготавливают котлован для её строительства. Память о тяготах военного времени никто стирать не призывает, но от массированного прилепливания слова «победа» ко всему, куда можно его прилепить, ситуация-то не изменится. От частого повторения растёт если не раздражение, то как минимум недоумение. У нас вот летает авиакомпания «Победа». Причём, как, помнится, поясняли в компании, означает это не ту победу, о которой мы подумали, а победу над обстоятельствами. Честно говоря, лететь сразу не хочется. Да и пишу эти строки в тот момент, когда в самолёте разносят еду и предлагают вытереть жирные и грязные пальцы о салфетку, на которой красуется зачем-то опять это слово – «ПОБЕДА». А теперь на секундочку представьте, каково будет болельщикам, чья команда раз за разом будет проигрывать на «Арене Победа»? Ничего, кроме горькой иронии.
В Свердловской области совсем, видимо, решили, не креативить, предложив для чемпионата мира сохранить старое название стадиона – «Центральный», только переписав его латиницей. Тут уж, слава богу, ФИФА уже стерпеть не могла и попросила стадиону дать другое имя, потому что, написанное транслитерацией, это название вообще будет и неудобочитаемым и уж точно совсем непонятным иностранцам.
«Процесс по выполнению рекомендаций ФИФА уже запущен», - рапортуют в местном профильном министерстве. Интересно, как запущен? Закрашивают букву за буквой? И вот как понимают рекомендацию местные чиновники: «Название спортивного объекта должно быть короткое и ёмкое, как выстрел», - говорит екатеринбургский министр. Сомневаюсь, что информация про выстрел содержится в рекомендациях Международной футбольной федерации. Это уже наши товарищи пытаются быть в тренде. Своём, местном. Главное – сила. Главное – способность нанести разящий удар. Название как выстрел. Как удар Поветкина спустя полторы минуты после начала боя. Как стремительная операция с привлечением войск. Силовой тренд, которому следуют наши власти, отражается даже в пока ещё не придуманном названии. Хочется надеяться, что победит обсуждавшаяся одно время версия – «Арена Урал».
Впрочем, иные названия, базирующиеся на географическом принципе, вызывают почему-то странное неприятие властей. «Ростов Арена» появится вместо вроде бы всех устраивавшего имени «Дон-Арена». «Почему не «Дон-Арена»? – спрашивает губернатор Ростовской области Василий Голубев. И сам же отвечает: - Оттого, что наша великая река протекает не только по территории Ростовской области. И когда я, допустим, приезжаю к коллегам из тех регионов, где он берёт начало, они мне в шутку говорят: что это вы себе присвоили общее название – Дон? Он-то у нас начинается. Шутки шутками, но всё же…» Логика железобетонная. Тогда, следуя ей, может возникнуть и вовсе международный скандал: в бывшем Кёнигсберге к чемпионату строят «Арену Балтика». А уж на это имя много кто может претендовать. Но при всём при том этот губернатор оказался единственным, кто произнёс то, с чего мы начинали: «Главное, почему я посчитал возможным назвать его так, чтобы Ростов – в стране и мире – звучал как можно чаще».
Впрочем, названия со временем приживутся, притрутся, перестанут пугать своей кособокостью, как нелепое имя «Большой» для олимпийского хоккейного катка, или непонятностью, как «Фишт» в том же Сочи (кстати, в Саранске до сих пор фигурирует среди проектных названий – «Шумбрат Арена», которое тоже будет мало кому из приезжих понятно). Главное, чтобы новые стадионы были удобны и современны. Это во-первых. А во-вторых, чтобы им не пришлось срочно придумывать применение после завершения турнира, искусственно организовывая заполняемость, как на иных аренах в бывшей олимпийской столице.
А вот чего мне точно жаль, что с футбольной карты чемпионата стёрли в своё время Краснодар. Строящий арену для своей команды Сергей Галицкий – человек, построивший торговую сеть более чем из 10 тысяч магазинов. Вот уж тут было бы пространство для шуток! Сколько магазинных наработок он мог бы использовать! Скажем, суровые кассирши магазинов (из тех, что прессуют старушек за неоплаченные продукты) вполне сгодились бы на стадионе на роль стюардов, а те, кто освоил науку перебивания ценников на просроченный товар умело выписывали бы юниорские паспорта 40-летним африканцам.