Принял участие в первом выездном заседании Совета по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Думаю, что не случайно в качестве приоритета была выбрана тема: "Профилактика наркомании в молодежной среде: состояние и перспективы", а также место провидения мероприятия в крупнейшем вузе России МГТУ им. Н. Э. Баумана.
В докладе Валентины Матвиенко прозвучали очень тревожные цифры, которые характеризует сложившееся положение дел. Это 70% от общего количества наркозависимых людей, имеющих отношение к молодежи и снижение возраста детей, имеющих наркотических опыт, до 11 лет. Хотелось бы отметить, что новому органу отведена стратегическая роль межведомственного взаимодействия и общественного контроля.
К сожалению, несмотря на то, что верно были определены цели и задачи прошедшего мероприятия, в ходе заседания не прозвучало принципиально новых предложений по улучшению сложившейся ситуации, которые могли бы кардинально изменить критическую ситуацию в сторону ее безусловного улучшения. Доклады чиновников были оторваны от реальности и только подчеркнули отсутствие должной компетенции и реального понимания происходящего.
Обобщенная мной практика в указанной проблематике позволила сформировать рекомендуемую совокупность действий, позволяющих, с моей точки зрения, достичь существенных улучшений в вопросах повышения эффективности профилактики лечения наркомании, являющейся в том числе, наиболее эффективной мерой профилактики наркомании в целом.
Так установлено, что фактически лицо, единожды обратившееся за неотложной или иной медицинской помощью с симптомами наркозависимости, единичного случая употребления наркотиков, автоматически попадает на соответствующий диспансерный учет, целью которого является достижение добровольного или принудительного отказа указанного лица от употребления наркотиков, излечение от недуга, адаптация к возможности продолжения жизнедеятельности в социуме. Однако фактически после указанной постановки на учет нормативно не определено и не реализовано никаких обязательств медицинского, правоохранительного, общественного органа по дальнейшему побуждению или принуждению указанного лица к совершению каких-либо действий, направленных на выздоровление больного. Фактические явки диспансеризированного лица, его медицинские осмотры, лечебные мероприятия производятся исключительно по его воле и без рычагов побуждения указанного лица к выздоровлению.
Усматривается необходимость разработки и внедрения комплекса ограничительных мер и мероприятий, которые бы накладывались на лицо при постановке на учет и снятие которых находилось бы в прямой зависимости от созидательных действий лица, поставленного на учет в процессе излечения от недуга. Указанными ограничениями могут выступить: временное приостановление права управления транспортным средством, права осуществления трудовой деятельности на определенных видах работ, право пересечения границы. Изложенные ограничения, а точнее их скорейшее снятие с каждого из лиц, подвергнутых наркологическому учету являлись бы безусловным мотивирующим основанием для выполнения всего необходимого комплекса мер на пути к выздоровлению.
Дополнительно хотелось бы отметить, что вышеуказанная проблематика работы с наркозависимыми и лицами, единожды употребившими наркотические вещества, является наиболее эффективной мерой профилактики наркомании среди лиц, потенциально входящих в группы риска, но не употребляющими наркотики, поскольку ни один наркозависимый не приобрел указанного недуга без негативного воздействия на него иных наркозависимых лиц. Указанное подтверждается практикой работы психологов с наркозависимыми в период их диспансеризации и нахождения в стационарах. Также думаю, что пора устранить существующие пробелы в профильном законодательстве и решить вопросы:
Назначения психиатрической амбулаторной или стационарной экспертизы в отношении лица, привлеченного по ст.ст. 6.9 и 20.20 КоАП России. Проведение данной экспертизы позволит на стадии административного производства определить необходимость конкретных мер медицинского воздействия в отношении правонарушителя и у судебных инстанций будут законные основания применения корректной формы обязанности.
Внести в № 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан" понятие судебно-наркологической экспертизы (сейчас существует только психиатрическая). Данная возможность позволит упростить процесс проведения необходимой экспертизы в отношении лиц, потребляющих наркотики и сократить сроки админитсративного производства.
Ввести для наркопотребителей нормы ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", перенеся данную норму в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Данное изменение позволит отнести лиц, больных наркоманией к категории лиц, в отношении которых могут быть применены принудительные меры по госпитализации в недобровольном порядке.