Сегодня меня немножечко волнует современная музыка и ее социальная нагрузка. Какая неожиданная тема, не правда ли?! (если учесть, что только об этом я, считайте, и пишу последний, минимум, год). Один из моих любимых персонажей - Нойз МС, которого в прошлом году газеты хором объявили едва ли не совестью нации и голосом поколения за треки «Восстанови справедливость» (Мерседес S666) и «10 суток (Сталинград)» , от своих новых «званий» слегка ошалел — чего-чего, а такой реакции публики артист явно не ожидал. Он просто высказал свое мнение по конкретным вопросам — зачем передергивать? Нет же, многочисленные комментаторы выставили Нойза подставной фигурой, ангажированной теми самыми силами, против которых он выступает. Полный бред! Добрые люди в нашей стране перестали верить не только в талант, но и в честность, и в саму доброту. Что ж удивляться, что честных талантливых артистов у нас пора в Красную книгу записывать. И кефир им бесплатно выдавать. За работу на вредном для нервной системы производстве.
Но есть такие социально-активные персонажи в нашей музыке, которые оскаливаются не на общественный строй и порядки, а на самих себя. Вот, например, очень талантливый, хоть и глубоко андеграундный, артист Вася Гончаров — уже много лет занимается тем, что сам себя уничтожает. Когда-то он был известен как фронтмен группы «Чебоза», которая сделала неплохой ремейк на песню «Стэн» рэпера Эминема. Только в песне у Васи парень сидел в деревенском доме и писал письмо Диме Маликову. Совместный номер «Чебозы» с Маликовым даже вошел в «Неголубой огонек» Рен-ТВ. Казалось, вот она — слава! Но кое-что не срослось и большой известности «Чебоза» не получила. А потом, когда мы уже познакомились с Васей лично, и делали интервью для «МК», он просил тему дуэта с Маликовым не педалировать, мол, надо ехать раньше. Хотя та тема была единственным настоящим успехом группы, который стоило выставлять напоказ. Далее ничего хорошего у «Чебозы» не происходило — концертов было мало, на них почти никто не ходил, группа существовала в полу-замороженном состоянии. Но Вася был зол и шутлив. И вот когда он был особенно зол и шутлив, он придумал песню «Еду в Мегадан!», которую поет некий персонаж Вася Обломов. В этой песне ресторанный певец пишет хит с припевом «Еду в Магадан!» и становится супер-звездой. Изначально музыка была наложена на клип из фотографий пьяных быдло-соотечественников. Через лица сограждан была представлена вся страшная реальность российской современности и пошлость поп-культуры. Как и любая сатира это видео вызывало очень грустную улыбку. Я написала про эту песню в своей рубрике «МЕГА БИТ» в газете. Потом эту тему подхватили другие газеты и телеканалы. Вася Обломов стал популярен. Рефрен «Еду в Магадан!» стал продаваться, как рингтон — все было точно так, как об этом пелось в песне. Даже Сергей Шнуров спел припев «Еду в Магадан!». На трек нарисовали новый клип. Вася стал выходить на сцену, как Вася Обломов. И песни новые писать для этого спонтанного проекта.
Вчера он выложил в своем жж видео с концерта на канале «Дождь». Вася Обломов поет песню «Одноклассники». Бичуется все та же жуткая российская быдло-действительность. Как будто бы автор сидит на сайте «Одноклассники» и общается с призраками прошлого. В его песне одноклассники все сплошь неудачники - работают продавцами, выучившись на врачей, падают на самое дно, тянут четвертый срок, слушают шансон и не понимают, что в этом «такого», на полном серьезе сочиняют детские сказки, нюхают кокаин, эмигрируют. Больше всего досталось бывшей красавице, которая превратилась в толстую тетку и покупает мужу водку. И никто не показан счастливым человеком. В итоге Вася резюмирует, что они все копаются в прошлом, а «жить прошлым — это первый признак старости» и уходит в тень. Какая же это тоска! Одно дело, когда артист сам с собой тоскует в углу о том, какое он на самом деле г*но, и какие все вокруг г*няные. Другое дело, когда артист с лицом «не такого как вы» выходит к вам и говорит что вы все г*но. Сидите на «Одноклассниках», выкладываете фотки со свадеб, фотки детей, гордитесь ими до пенсии, и пытаетесь развести на секс первую любовь. Или наслаждаетесь тем, что кто-то, кто раньше был лучше вас, превратился в скотину и разжирел. Или просто разжирел, без «скотины». Как будто бы мы сами не живем в этом ежедневно, и не видим что к чему. Вот эта песня — вопль самоубийцы. Ведь изначально было понятно, что Вася Обломов — персонаж одной песни. Его дальнейшая раскрутка будет выглядеть, как насильственное оживление мертвеца и планомерное превращение его в несостоявшуюся группу «Чебоза», которую я когда-то любила. Грустно.
P.S.
Не успела докончить мысль, нужно было бежать на чтения к Охлобыстину.
Так вот, я думаю, что такой подход - показывать людям, что во всех их несчастьях виноваты не милиция, не государство, не строй, а они сами, что они сами выкидывают свои жизни на помойку, без посторонней помощи, - такой подход губителен для артиста. Потому что мы слишком не любим признаваться в этом самим себе.