Черный квадрат – тупик и одновременно бесконечность, могильная плита культуры и одновременно начало новой ее жизни (пусть и не самой прелестной), распиаренное ничто(жество) и одновременно повод к глубоким размышлениям, оказывается, еще более связан с нашей родиной, чем принято полагать. И в этом – показательная метафора. Еще за шестьдесят лет до Казимира Севериновича именно с черного квадрата начал свой «графический роман» один из величайших художников XIX века Поль Гюстав Доре. Спустя более чем полтора века альбом-шедевр издали и в России, он называется «Чрезвычайно образная, увлекательная и причудливая история Святой Руси по старинным источникам и историкам: Нестору, Никону, Сильвестру, Карамзину, Сегюру и др.».
Гюстав Доре (1832-1883) был художником-вундеркиндом: не получив никакого серьезного художественного образования (у него даже не было диплома Суриковского училища!), он с детства рисовал много и сразу гениально. Возможно, благодаря отсутствию академического образования (его Гюстав с лихвой заменил собственным гением и самообразованием в музеях), он стал величайшим новатором, мастером нового уровня, свободным от профессиональных штампов и суеверий. Сегодня мы привыкли вспоминать лишь его виртуозные, полные бесконечных деталей иллюстрации к Рабле, Данте и Шарлю Перро, однако, главным его «изобретением», новаторством был, я бы его так назвал, высокохудожественный комикс: карикатура, переполненная самодостаточными пластическими смыслами, карикатура, понятная и вне конъюнктуры.
Надо подчеркнуть, что Доре бал так же и автором текста «Истории Святой Руси». Как историк я должен признать, что имею все основания всерьез и надолго рассматривать книгу Доре как лучшее (наряду с монографией Ричарда Пайпса «Россия при старом режиме») сочинение по истории нашего феноменального отечества.
Пересказывать художественный шедевр дело занимательное, но не слишком репрезентативное, поэтому, я остановлюсь лишь на нескольких иллюстрациях, а далее – горячо посоветую всем читателям потщиться и обзавестись сим выдающимся произведением.
Как я уже упоминал, Доре, походя, изобрел черный квадрат, причем, при этом он не стал на нем зарабатывать деньги и регалии: мастер был слишком занят – фантазия подгоняла его творить новые рисунки. Под незамеченным недальновидными современниками супрематическим открытием Гюстав пророчески подписал, как отрезал: «В непроглядной тьме затеряно начало истории России».
Затем Доре обратился к палеоантропологии и генетике (т.е. к «продажной девке империализма»), и предложил свой вариант происхождения русского человека. Во избежание истерики и макабрических судорог у националистов, я здесь размещу лишь картинку Доре без пояснительного текста Доре (кстати, а кто мне объяснит, почему нам в роли «русских националистов» на всех митингах и ток-шоу показывают рыхлых и пухлых ребят с рыжими волосиками, окрест лысины, причем, картавых и в лапсердаках с октоуберфестовой «йа»спродажи – это и есть тот самый «великорусский тип»?).
Гюстав был мастером женского портрета: ему, как возможно, ни одному из художников (от Рафаэля до Кустодиева), не удавалось выразить всю потаенную суть тонкой душевной структуры, которая умеет даровать жизнь и любовь, быть отголоском космической музыки и вселенской гармонии. В этом понимании Доре родственен идеям философа Соловьева о «вечной женственности». Тому доказательство – созданный мастером образ княгини Ольги, которая известна нам как один из самых показательных образцов исконной русской духовности.
Тема победы русского оружия в «отечественной» для ученых и жителей всех стран и эпох войне 1812 года (см. подробнее: http://www.diletant.ru/articles/3883514/ ) раскрыта не только на историческом, но и на метафизическом уровне. Начавшие еще летом побеждать и гнать врага-супостата от своих исконных литовских границ, русские солдаты, офицеры и революционные матросы, были увековечены гением зрелого вундеркинда Доре.
Высочайший уровень интеллекта и компетентности, недостижимый уровень духовности и творческого поиска, во все века отличавший российских властителей, их чиновников и генералов, так же попал в поле зрения проницательного мастера линии и формы.
Тем, кто хочет проникнуться атмосферой эпохи ксилографии, я, конечно, посоветую, отправиться в библиотеку или в антикварный магазин, чтобы прикоснуться к оригинальному изданию позапрошлого века (в свое время я был очарован этим фолиантом), но, надо признать, что и альбом, вышедший из печати на русском языке – издан вполне прилично. Кстати, советую не откладывать возможные намерения в «долгий ящик»: некоторые шибко умные книги имеют свойства быть изымаемы из продажи. Та же «История Святой Руси», опубликованная в 1937 году в Германии, во избежание ссоры с СССР, была запрещена немецким правительством, изъята и уничтожена.