Мне кажется, основная проблема, с которой сталкивается как малый, так и крупный бизнес, это то, что чем дальше, тем больше будет ощущаться дисбаланс между доходами бизнеса и непрерывным ростом издержек. Здесь действует целый комплекс факторов. Качественный товар и услуга не могут быть оказаны без определенного уровня затрат. Возьмем, к примеру, аудит, поскольку я занимаюсь им не один десяток лет.
Динамика количества субъектов аудиторской деятельности если и не растет, то вроде бы особо и не снижается. Аналогично можно сказать и по совокупной выручке от оказания аудиторских услуг.
Критерии обязательности аудита сегодня охватывают в том числе и широкий круг организаций, чья проаудированная отчетность не находит своего внешнего пользователя. В результате около двух третей экономических субъектов уклоняются от его проведения.
Требования к субъектам аудиторской деятельности таковы, что две трети их представляют микроскопические образования, подтверждающие установленную законом минимальную численность, в количестве трех аудиторов, многократным совместительством. Только 36% всех аудиторских организаций имеют в штате по основному месту работы не менее трех аудиторов, а почти четверть — ни одного!
Аудиторский рынок монополизирован
Доля международных аудиторских компаний (АК) так называемой «большой четверки» составляет на рынке 46%, а вот доля 64% АК составляет всего 5,6% от совокупной выручки от оказания аудиторских услуг. Столь малый процент удельного веса выручки двух третей отечественных АК объясняется тем, что более 41% (от 4400 АК) имеют выручку менее 1,5 млн рублей, а еще 20,3% — от 1,5 до 3 млн рублей. И вот о каком потенциальном качестве аудита вышеуказанных АК и их конкурентоспособности можно говорить? На этом фоне анекдотически воспринимается годовой доход руководителя профильного Департамента Минфина России, то есть человека, лично отвечающего за состояние отечественного аудита, который превышает годовую выручку 98% российских АК.
Все государственное регулирование аудиторской деятельности свелось к тому, что две трети отечественных АК оказывают под видом обязательного аудита услуги, несопоставимые по целям, по содержанию и результатам, по себестоимости.
В результате добросовестные АК со своим уровнем затрат оказываются заведомо неконкурентоспособными на рынке, а конкурентное преимущество получают либо самые крупные АК, либо те, кто готов за недорого выдать аудиторское заключение без особого пристрастия в выполнении требований стандартов аудиторской деятельности.
В этой ситуации даже для заинтересованных заказчиков аудиторских услуг, включая и тех, чья проаудированная отчетность имеет своего внешнего пользователя, стоимость аудиторских услуг формируется как нечто средневзвешенное среди вышеописанных разноплановых подходов в проведении аудита. При том, что требования к качеству аудита только растут. С 1 января 2017 года все АК должны будут перейти на международные стандарты аудита (МСА). Уже не первый год качество работы АК подвергается регулярному контролю со стороны СРО аудиторов, Федерального казначейства, а для некоторых АК, являющихся членами Международных сетей АК, существует еще и контроль со стороны этих международных сетей. Не говоря уже о том, что в ближайшее время планируется ввести еще и уголовную ответственность для аудиторов.
Вот и возникает вопрос об эффективности системы государственного управления в стране, когда мы не видим никакой реакции на то, что целая отрасль независимого вневедомственного финансового контроля вместо того, чтобы обеспечивать защиту общественных интересов и экономическую безопасность государства, по сути приносится в жертву интересам нескольких международных компаний, работающих на российском аудиторском рынке. Попытки найти иного бенефициара в сложившейся ситуации я пока не увидел.
В ситуации с аудитом на дисбаланс между ценообразованием на рынке и уровнем затрат, обеспечивающим предусмотренные законодательством требования к качеству аудита, повлияли прежде всего субъективные факторы.
Если же взять другие отрасли, то здесь разброс этих факторов будет намного шире. Снижается потребительский спрос, сказывается состояние общей стагнации в экономике, продолжается неуклонный рост тех же издержек…
В 90-е годы, несмотря на известные сложности, с ориентирами в части развития экономики как-то было проще. Сейчас, по-видимому, в силу как внутренних, так и внешних факторов, это сделать намного сложнее.