С января в Бологое исчезли машины с «шашечками», а вызов такси стал напоминать встречу на явочной квартире: недоверчивый водитель и пассажир в недоумении. Партизанщина – мера вынужденная. Большинство фирм такси собственного автопарка не имеют. ИП, оказывающие услуги пассажирских перевозок, заключали договора аренды с водителями. Довольны были обе стороны: фирме не надо думать, где взять машины, шоферу – где искать клиентов.
Новый закон изменил правила игры. Разрешение на извоз могут получить только юридические лица или индивидуальные предприниматели, у которых транспортное средство находится в собственности либо взято по договору лизинга. Ни слова о работе на машинах по договору аренды. Получается большинство участников рынка такси в Бологое на данный момент вне закона – разрешений нет. Оформили их только два человека. Все остальные ждут поправок в закон (точнее надеются на их принятие), а пока – «шашки» долой!
Спросите, ну, и чего не купят технику? Да не потянуть им такие расходы. Теоретически приобрести машины маленькой фирме возможно, взяв кредит в несколько миллионов, но, в конечном счете, все скажется на цене услуги, а задорого в райцентре никто не поедет – зарплаты не те. Спрос упадет, заниматься извозом станет невыгодно.
Другой вариант – всем водителям перейти на ИП. Учитывая, что 95% местных таксистов подрабатывают извозом, вряд ли стоит думать, что все они разом оформятся как индивидуальные предприниматели. Например, из-за высоких налогов или совмещения нескольких видов заработка.
- Мы Новый год в панике встречали, - рассказывает руководитель одной из служб такси. - Ведь под корень режут! Все, чем ты занимался, может пойти прахом из-за того, что какие-то умники идиотские требования выдвинули. Мы пять лет назад начинали, работали честно: на каждый выезд – путевка, техмедосмотр, все, что положено. А теперь как? Вот нас восемь организаций извозом занимается в городе. Куда людей? Увольнять?
Для маленьких фирм покупка и содержание своего автопарка не вариант – дорого. Не все же в столице работают, там эти требования, может и оправданы. Но на местах тоже людям жить надо. Если выполнить все требования 69-ФЗ, мы просто ничего не заработаем! Когда закон принимали, видно думали только об интересах крупных игроков. Какие-то свои узкие интересы ребята решали, а страдает вся страна. И все под девизом безопасности движения.
Сейчас такси по городу стоит 70 рублей (старая цена), но в ближайшее время перевозчики поднимут как минимум до сотни. Дальше января никто загадывать не берется. Такси для райцентра не роскошь, почти общественный транспорт: автобусы ходят редко, маршрутов не хватает, на выселки только на машине и доберешься или по старинке - пешком. Услугой пользуется процентов 70 населения. В сохранении рынка извоза заинтересованы все жители.
Пресловутый 69-й закон принимался с целью цивилизовать рынок такси, повысить безопасность пассажирских перевозок, избавиться от «бомбил». Подписываюсь под всеми этими пунктами. Не понятно только, почему многих людей, работающих в мелких фирмах, надо лишать работы. Они налоги платили, все требования соблюдали, имеют хорошую репутацию на рынке услуг. Или у нас так малый бизнес поддерживают?
Один из местных предпринимателей, занимающийся перевозками, рассказал, как в 2011-м купил пассажирский автобус. Два месяца его мариновала районная администрация с документами, теперь гаишники соглашение не дают. А всего-то надо было закрыть 4 люка на дороге, но на это денег в бюджете не оказалось. А на маршруте в одном месте освещение плохое, в другом - остановочного комплекса нет. Документы не подписывают – не положено, а маршрут городу нужен. В итоге мужик полгода кредит за технику платит, и когда автобус на линию выйдет, одному богу известно. Это, правда, не о такси, просто пример решения насущных вопросов.
А в городе, по словам моего собеседника, недавно открылась еще одна служба такси, под крылом местного МУП АТП (автотранспортного предприятия). Собирается закупать свой автопарк, когда средства найдутся. Однако всех частников у других служб такси уже переманивают, обещая, что хоть и нет у фирмы пока разрешения, но есть люди во властных структурах, которые помогут решить вопрос – трогать таксистов не будут. Чем вам не бизнес по-русски? И что делать дальше? Слово руководителю службы такси:
- Мы пока ждем. Весь бизнес сейчас на перевозках завязан, пассажирских, грузовых. Сегодня нас прижали, завтра кого? Дальнобой? Они терпеть не будут, они по стакану «вмажут» и просто заткнут Москву, и никто никуда не поедет! Нельзя людей до крайности доводить.