Леонид Радзиховский в своей последней статье «Повторение мать учения» в блоге на "Эхе Москвы" выдвигает довольно сложную теорию «завершения политической модернизации в России», с которой связывает последние массовые протестные митинги после недавних парламентских выборов. Безусловно, можно вписать любое социальное явление (а тем более многотысячные митинги) в исторический процесс. Но можно диагностировать социальное явление и без категорий «модернизация», «переход от монархии к республике» и т. п. Давайте пошире откроем глаза и посмотрим на последние и предстоящие события с другой методологической точки зрения.
Возьмем за основу теорию борьбы (конкуренции) элит. Для современной России точнее говорить о борьбе олигархических (вернее, гиперолигархических) кланов. С этой точки зрения болотно-сахаровские митинги — это массовка в спектакле, разыгрываемом двумя гиперкланами: старо-семейным (СС) и ново-семейным (НС). В основе СС — то, что в лихие 90-е называлось ельцинской семьей. Сейчас на митинговой передовой ее представители — Немцов, Касьянов, в переговорщиках — Кудрин, за кулисой — Чубайс, Волошин, Дьяченко, Юмашев. Стержень НС составляет известный кооператив «Озеро» и многочисленные новые семьи, примыкающие к нему.
Путин все последние годы был заложником обоих гиперкланов. Его выдвинул СС для охраны своих интересов и увеличения сверхприбылей. Он честно выполнял свои обязательства, абсолютно устраивая СС. Особенно успешен Путин был в союзе с республиканским кланом семьи Бушей. СС не простил Путину только одно — посадку Ходорковского, который был важной фигурой в СС. При этом Ходорковский обеспечивал независимый канал связи СС с семьей Бушей через своего друга Чейни. Но Путину этот канал был опасен, и судьба Ходорковского была предрешена.
Понимая, что только балансируя во взаимоотношениях с СС, власть долго не удержать, Путин создал новый олигархический гиперклан - НС. СС был серьезно потеснен, но где-то капиталы НС и СС слились. И, в принципе, всех все устраивало. Но только до прихода Обамы, Байдена и Хиллари Клинтон к власти.
Новый «вашингтонский обком» сразу в открытую сделал ставку не на Путина, а на Медведева. СС эта ставка весьма устраивала. Именно СС через своих людей в окружении Медведева стал давить на последнего с требованиями немедленно выпустить Ходорковского. Потом возникло «дело Магнитского». Кризис во взаимоотношениях Путина с СС и «вашингтонским обкомом» нарастал как снежный ком. Критической точкой была позиция Путина по Ливии, когда он открыто выступил против «вашингтонского обкома». А впереди еще две войны — с Сирией и Ираном. И там позиция Путина еще более опасна для СС.
СС запаниковал, под угрозой оказалась вся система получения сверхприбылей. СС особенно волнует, чтобы его не отождествляли с Путиным и его НС. Поэтому СС заспешил с полным отстранением Путина от власти. Заспешил и Путин. В этой спешке 24 сентября были сделаны серьезные ошибки. Главная — пренебрежение мнением народа. СС это быстро поняли. Началась операция «фальсификация выборов».
СС прекрасно знает, как организуется фальсификация выборов — этим он занимался весь ельцинский период. Поэтому выявить фальсификацию на последних выборах для него труда не составило. Дальше - давление на Путина через многотысячную массовку. И разговоры для бандерлогов о переговорах организаторов митинга (СС) с Путиным.
Для того, чтобы митинговая стихия не вышла из берегов (в этом не заинтересованы ни СС, ни НС) будет развиваться «проект Навальный», который призван подмять под себя левую и национал-патриотическую энергию масс. Но Путин, как мы уже отмечали, — заложник не только СС. Силовая олигархия прекрасно понимает, что если власть будет сдана под напором массовки с лозунгами «нет партии жуликов и воров», «вор не должен сидеть в Кремле», то НС не избежать массовых арестов и посадок.
Здесь будет задействован весь отечественный и зарубежный антикоррупционный арсенал. Достаточно вспомнить о новой американской Стратегии борьбы с транснациональной организованной преступностью, принятой Обамой летом 2011 года.
В этих условиях Путин и НС никогда мирным путем власть не сдадут. Вялый «проект Прохоров» и недоделанный «проект Навальный» не способны конкурировать с Путиным при всех падениях его рейтинга. Что касается предложений Медведева о демократизации политической жизни и косметических предложений Радзиховского (об ограничениях сроков пребывания на посту президента, недопущении нахождения на госслужбе бывшего президента, отделения администрации президента от СМИ и т. п.), то и они вряд ли будут приняты в условиях усиления борьбы НС и СС.