Источники и составные части успеха российской оппозиции
или металлокерамика на гнилые зубы
Теперь-то мы знаем, как в России запускаются конституционные реформы. Неизвестно, знал ли Борис Николаевич Ельцин, подписывая Указ № 1400 от 21 сентября 1993 года, но повод в России, похоже, всегда один:
«…Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция … …попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти … …большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа…
… Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута… В текущей работе …систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство…
…Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации».
Тогда, осенью 1993 года сложилась патовая ситуация: ни Верховный Совет, ни Президент не видели возможности для компромисса.
Страна балансировала на гране гражданской войны. Все это закончилось трагично. Сам был живым свидетелем. Волею случая и судьбы оказался в первых числах октября 1993 года в Москве.
«На мост, развернув башни в сторону Белого Дома, лязгая гусеницами, выдвигались несколько танков! Доносились звуки очередей. Дробно, с расстановкой, били крупнокалиберные пулеметы. И это не где-нибудь на военном полигоне, а в центре Москвы!... Поводив 125 миллиметровым стволом, танк лениво плюнул огнем, и через секунду на стене белоснежного дома-парохода вспух уродливый нарыв. Залпы следовали один за другим, на верхних этажах парламента вспыхнул пожар» (книга «Букварь моей жизни»).
Я ощутил мертвящее дыхание политики на своем лице и на судьбах людей, жителей таежной деревушки, раскинувшейся в распадках Салаирского кряжа. Тогда почувствовал, насколько тщетны и беззащитны все наши потуги сделать хоть что-то там, внизу от московских политиков, готовых поджарить свою яичницу, но сжечь наш общий дом.
Время нелинейная категория. С 3 октября, когда из танковых орудий стреляли по Парламенту, до принятия новой Конституции прошло всего 69 дней, и конечно она принималась в особых, чрезвычайных исторических условиях. Можно понять авторов нового закона страны, заложивших в его текст предохранители, которые в конечном итоге привели к явному перекосу в сторону институтов президентской власти.
Они позволили Президенту, формальному гаранту Конституции, самому быть участником политического процесса и даже возглавлять правящую партию. Быть и арбитром, и игроком на политическом поле одновременно. Ввести институт преемников, а по факту уродливую форму престолонаследия. Превратить верхнюю палату Совета Федерации в абсолютно декоративный, не имеющий никакого влияния, политический институт - синекуру для политических пенсионеров, звезд спорта и шоу-бизнеса. А ведь по Конституции верхняя палата наделена важнейшими полномочиями, например: объявление войны и мира, ввод чрезвычайного положения, утверждение в должности Генерального прокурора, судей Верховного и Высшего Арбитражного суда, аудиторов Счетной палаты и т.д.
Сюда же можно отнести отмену выборов губернаторов в 2004 году, да и случившийся позже тандем, как впрочем, не более 2-х президентских сроков подряд, а так же системное и последовательное сворачивание политических прав и свобод.
Я уж не говорю, что эта покорно голосующая машина коммерческих выдвиженцев, обсудила и приняла важнейшие поправки в Конституцию, те самые, которые продлили срок полномочий Президента РФ и ГД за 45 минут(!)
Наконец режим взбесившегося принтера, поразивший сегодня Государственную Думу, стал возможен исключительно благодаря ряду двусмысленностей, заложенных в Основном Законе 1993года.
В конечном итоге судьба страны снова стала фатально зависеть от личности главы государства.
Но Ельцин, ставил хоть какие-то цели. Очевидно, что в период своего расцвета он был носителем доктрины либеральной модернизации.
В экономике он считал, необходимо создать класс собственников, поэтому пошел не непопулярную, но масштабную приватизацию и впоследствии стремился уменьшить долю государства в экономике и политике.
В отношении государственного устройства, Ельцин понимал, что Россия способна сохраниться как единое государство только на принципах федерализма. Именно поэтому, несмотря на острую губернаторскую фронду и сопротивление Совета Федерации, он не разрушал эти принципы.
Абсолютно необходимым условием для осуществления своей доктрины он считал соблюдение принципа информационной открытости.
Первый Президент не закрывал оппозиционных телеканалов и передач, никогда не гонялся за журналистами, в том числе и за теми, которые были к нему несправедливы и даже жестоки.
Историкам и биографам еще предстоит понять, каким образом почти животные политические инстинкты бывшего секретаря обкома и члена ЦК КПСС, уживались с идеями демократии и свободы.
Сегодня, отмечая 19-летие российской Конституции, можно с уверенностью сказать, что без проведения масштабной конституционной реформы избежать серьезных социальных и экономических потрясений нельзя.
Тем не менее, конституционная реформа может быть осуществлена в рамках действующего правового поля с весьма ограниченным маневром.
Вопрос только в нашем политическом мастерстве.
Скажу парадоксальную вещь, но конституционная реформа нам необходима для того, чтобы защитить основы государственного строя, цели и ценности, закрепленные Конституцией 1993 года.
Согласен, существуют серьезные препятствия. В действующей Конституции за гражданами прямо не закреплено право «вносить предложения о пересмотре положений Конституции». Это можно сделать исключительно через Конституционное Собрание. Однако все попытки, начиная с 1994 года принятия Федерального Конституционного Закона о его созыве, были заблокированы. Значит, мы можем предложить и прописать порядок созыва Конституционного Собрания по инициативе граждан.
Проект соответствующего закона у нас есть.
Мы с вами должны понимать, что невыполнимые лозунги, требования и призывы, те самые, которые игнорирует власть, деморализует наших сторонников, порождая апатию и безысходность.
Предложения КС провести судебную, муниципальную, экономическую и пенсионную реформы, это попытки надеть современную металлокерамику на гнилые зубы. Они не-воз-мож-ны без нового общественного договора.
Этот документ должен гарантировать, что принятые законы и правила будут неукоснительно соблюдаться. Это возможно, если они не будут вменены теми, кто оказался «сверху» властной пирамиды, что со стороны законодательной, что исполнительной власти, а потому что так договорилось БОЛЬШИНСТВО наших граждан.
Хорошие идеи, за которыми идут люди, в отличие от лозунгов и призывов, требуют развития и воплощения. Они наполнят содержанием все действия оппозиции, предложат совершить ряд последовательных и осмысленных действий.
А для этого Координационному Совету оппозиции и в центре, и на местах следует начать работу по созыву Конституционного Собрания. И следующие выборы провести уже в этот орган.
В своем обращении к КС М. Ходорковский сказал: «Вы же умные головы, придумайте что-нибудь».
Предлагаю последовать призыву морального лидера оппозиции. Призываю 15 декабря на Марше свободы
объявить 2013 год, годом конституционной реформы.
Это нужно сделать для того, чтобы в декабре будущего года, спустя 20 лет после принятия первой Конституции Свободной России, принять новый общественный договор.
Можно обойтись внесением серьезных поправок в действующую, после чего провести полную перезагрузку всей политической системы страны: избрать 8-ю Государственную Думу, Совет Федерации и сформировать новое Правительство.
«Комитет 12 июня» выйдет на марш именно под этими лозунгами. Уверен, что у этого плана будет много сторонников, даже среди нынешних лоялистов. И очень надеюсь, что в этот раз мы обойдемся без стрельбы из танковых орудий.
Иван Стариков