-
Мне посчастливилось познакомиться с индийской звездой кинорежиссуры лично и поболтать с ним просто о жизни, о семье, о планах и целях.
-
Вывод — ну очень интересная персона и, полагаю, с большим будущим.
-
Впрочем, по порядку.
- Биджу Кумар Дамодаран (в Индии известен как Доктор Биджу) - индийский кинорежиссер, активный борец против коррупции, за гражданские и социальные права, автор фильмов из жизни обездоленных, лауреат множества премий самых престижных кинофестивалей мира. . По профессии врач-гомеопат: офицер индийской армии, служил военным врачом, Сейчас работает над своим 7-м фильмом «WHEN THE WOODS BLOOM» («Когда леса зацветут») - тоже о правах человека в Индии. К сожалению, ни одна из лент Биджу Кумара пока не переведена на русский язык. Хотя Доктор Биджу дважды был в Татарстане на Казанском кинофестивале - в 2006 и в 2015, когда его лента «NAMES UNKNOWN» («Имена неизвестны») получила приз за лучшую кинематографию. Др. Биджу входил в состав жюри премии Оскар в 2015, а также в жюри Тегеранского кинофестиваля в 2012 и постоянно входит в состав всех индийских киножюри (Керала, 2011, Джайпур, 2016).
- Однако в Москве Др. Биджу пока еще не был, хотя и мечтает об этом.
- - Где Вы учились?
- - Я никогда не учился кинематографии. Я буквально впрыгнул в кинематограф безо всякой специальной подготовки и опыта. Зато с верой в себя, с огромным желанием изменить мир — и с крепким кинематографическим замыслом, возникшим благодаря гигантскому количеству просмотренных фильмов... А по образованию я врач-гомепат: сейчас работаю на правительство штата Керала как областной военный врач округа Касаргод.
- - Как же Вас занесло в кинематограф? И как Вы сочетаете работу режиссера с врачебной практикой?
- - В студенческие годы я случайно попал на кинофестиваль, который проходил у нас в Керале. С того дня я буквально заболел кино — пересмотрел великое множество классических фильмов, а в иранские, французские, турецкие, российские и итальянские ленты просто влюбился! Тогда я и узнал, что в мире бывает и другое кино! Ведь до этого я видел только традиционное индийское кино — с бесконечными песнями и плясками. И примерно тогда же я осознал, что кино нужно не только для развлечения, это мощнейшее оружие, способное изменить мир! Ведь кино - уникальный инструмент для отражения политических, социальных и гуманитарных проблем. И я увлекся именно такой кинематографией — высокохудожественной и остросоциальной — и почувствовал, что хочу снять такое сам.
- Сказано — сделано: в 2000 году я написал свой первый «Сайра». Потом, правда, 5 лет пытался воплотить его в жизнь. Зато в 2005 году я все же снял «Сайру» и она принесла мне первые лавры.
- Что касается врачебной деятельности, то на время съемок и на период пост-продакшна я обычно беру на основной работе отпуск — на 4-5 месяцев. А в остальное время пишу сценарии пишу и веду всякие переговоры без отрыва от врачебной деятельности. Обычно у меня больше всего времени занимает написание сценария. Я снимаю по одному фильму в год.
- - Вы, должно быть, из обеспеченной семьи. Мы тут в России наслышаны, как сложно стать миллионером из трущоб...
- - Я родился в самой обычной индийской семье маленькой деревушке под названием Кудассанад (это округ Аллапужа в индийском штате Керала), было это 31 мая 1971 года. Мой отец Ви Кей Дамодаран состоял на государственной службе — в Отделе образования, но в 2002 году он умер. А мама — ее зовут Пи Понамма — всю жизнь была домохозяйкой. После смерти отца она живет со мной. Еще у меня есть единственный брат — младше меня на 6 лет. Он работает водителем такси и вместе со своей семьей живет в нашем родительском доме в Кудассанаде. А сам я с супругой Пи Виджаяшри, мамой и сыном Говарданом живу в небольшом городке Адор в округе Патанамтитта в штате Керала. Здесь я работаю, жена домохозяйка, а сын ходит в 7-й класс.
- - Ваши работы имеют остросоциальный характер. В их основе лежат реальные события? Какую из своих лент вы любите больше всего?
- - На фильм «Имена неизвестны» («Names Unknown») меня вдохновили реальные события, произошедшие в Керале за последние 15 лет. Герои — отец и сын - вымышленные, но ситуации, в которые они попадают, были на самом деле.
- А работы свои я люблю все. Каждая из них хороша по-своему. Мой самый любимый фильм — тот, который я снимаю на текущий момент. А следующей любимицей станет следующая лента, над которой я буду работать. Сейчас я работаю над своим 7-м фильмом - «Когда леса зацветут» («WHEN THE WOODS BLOOM»). Это кино о правах человека в Индии и действительно почти полностью снимается в лесу.
- Почему-то все думают, что все индийское кино снимается в Болливуде, но это не так! Я работаю на киностудии Малайлам в Керале — здесь снимается большая часть кинопродукции на всех национальных языках, используемых в Индии. Студия производит по 100 лент в год, но в основном это развлекательные коммерческие ленты. Малайлам располагает всем необходимым оборудованием и лабораториями для производства полноценного полного метра. Но озвучивать свои фильмы я предпочитаю в Болливуде: там более современные технологии синхронизации изображения и звука.
- Но Болливуд, как и Голливуд, я не слишком уважаю. Их продукция — чаще всего чистой воды шоубизнес - без какого-либо логического послания — я уж и не говорю о социальном. Я почти не смотрю голливудскую продукцию. А в целом я считаю, что на сегодняшний день лучшее в мире кино делает Иран.
- - А кумиры среди режиссеров у вас есть?
- - Восхищаюсь многими - Ким Ки Дюк (Южная Корея), Андрей Тарковский и Сергей Эйзенштейн (Россия), Алехандро Инаритту (США), Маджид Маджиди (Иран), Сатьяджит Рай (Индия). и многие другие. Что касается молодых российских режиссеров, я встречал их на различных кинофестивалях по всему миру, среди них были Павел Лунгин, Карен Шахназаров, Ева Нейман и другие. Но дружбы с ними как-то не получилось... У меня один хороший друг в России — киножурналист Зухра Табаева. Я дважды бывал на кинофестивале в Казани — в 2006 и в 2015. В 2015-м на этом фестивале мой фильм «Имена неизвестны» получил награду за лучшую кинематографию. Мне очень хотелось бы однажды побывать в Москве...
- - Доктор Биджу, если не секрет, к чему стремитесь — слава, деньги или (учитывая Ваши политические кинопослания) может быть, власть?
- - Я всегда страстно желал снимать кино с глубоким социальным посылом. Слава, деньги или власть меня не волнуют, я о них даже не думаю. Можно даже сказать, что я снимаю кино для самого себя. Когда я чувствую, что мне необходимо отреагировать на какое-то событие, я делаю это через фильм. Я никогда не боялся вкладывать в свои работы резкие политические заявления и критиковать правительство. В нашей стране масса проблем! Хотя Индия и считает себя демократической, мы - одна из самых коррумпированных стран в мире! Большинство политических лидеров коррумпированы - и у них нет ничего святого! Почти каждая индийская политическая партия сегодня так или иначе демонстрирует фашистские настроения, кастовая дискриминация возрастает... Ситуация очень плохая - и если так будет продолжаться, очень скоро Индия станет самой коррумпированной страной в мире.
- - Ой, давайте о приятном! Хобби есть у Вас? Сейчас среди кинотусовки модно спортом заниматься...
- - Мое хобби — чтение. Я читаю и большие, и мылые формы — от романов до рассказов. И сам пишу - статьи о кино в различные журналы, а еще у меня 4 авторских книги. Две из них — по мотивам моих сценариев, третья — сборник моих статей и эссе о кино. А четвертая книга о южнокорейском режиссере Ким Ки Дюке. А насчет спорта, в студенческие годы я играл в крикет и футбол. А сейчас на досуге люблю покушать: предпочитаю традиционную керальскую кухню — рис и карри.
- - А какой тип женщины Вам нравится? Айшвария Рай?
- - Меня всегда восхищали женщины интеллигентные, начитанные и социально-активные, интересующиеся общественными проблемами. Нет, мой идеал — далеко не Айшвария Рай и вообще не кинодивы. Мне больше нравятся индийские общественные деятельницы: например, Меда Паткар — борец за судебную справедливость и Иром Шармила — поэт, политик и борец за гражданские права.
- - Было ли в вашей жизни приключение, которое Вы не забудете никогда?
- - Мои главные приключения — поиски натуры для съемок. В моем фильме «Путь домой» сняты 6 разных штатов Индии — и все с разным климатом! Мы снимали это кино в Ладаке при минус 20 градусах и в Раджастанской пустыне при страшнейшей жаре. Поиск мест для съемки и сама съемка — все это были незабываемые приключения!
- А мой фильм «Цвет неба» снимался на затерянном островке в Андаманском архипелаге под названием Нейл, на нем живут всего 500 человек. Там нет интернета, мобильной связи, газет и машин. Раз в день на Нейл приплывает корабль со всем необходимым — и это все. Все остальное время этот остров полностью оторван от Большой Земли.
- - Есть ли у Вас пожелания и чаяния к мировому кинематографу — особенно, к российскому? Может, Вы хотите нам что-то пожелать или посоветовать?
- - Обычно кино рассматривается как индустрия, а не ка искусство — зритель предпочитает развлекаться, а кинематографисты — развлекать. Но кино — это мощнейший инструмент и средство изменить мир путем внедрения новых идей, свежих мыслей и сильных визуальных образов. Кино — это великое гуманитарное искусство , имеющее огромное социальное и политическое воздействие и потому способно эффективно решить множество проблем.
- Фильмография Др. Биджу Кумара:
- Saira 2005,
- Raman 2008,
- VeettilekkullaVazhi (The Way Home) 2010
- AkashathinteNiram (Color of Sky) 2012,
- Perariyathavar (Names Unknown) 2013,
- Chila Jeevithangal (Some Lives) (Non feature)2014,
- ValiyaChirakullaPakshikal (Birds With Large Wings) 2015