На пресс-конференции, отвечая на вопрос о Соглашении Украины с ЕС, очень остро и эффектно парировал вопрос журналиста «Вы читали эту бумагу? Нет! Никто же ни фига не читает! Читать умеете?».
И в этом есть доля истины, желающих спекулировать на каких-то лозунгах, не вникая в суть проблемы, зачастую предостаточно.
Но, переносясь от проблем соседей на отечественные просторы, нельзя не отметить и еще одной беды, связанной с восприятием населением документов, подготовленных российской законодательной и исполнительной властью.
Часто документы и готовятся, и комментируются представителями власти так, что, даже многократно перечитывая эти документы, понять их суть очень сложно. Взять, к примеру, выступление зампреда Госдумы Железняка в передаче Первого канала «Поможет ли российская поддержка Украине?» от 18.12.13. Даже, те, кто никогда даже не пытался вникнуть в суть проблемы, по нескладной речи думского зампреда понимают, что что-то не так, что как-то по-другому обстоят дела на самом деле, чем в его рассказе.
В этой связи хотелось бы остановиться на пенсионной реформе в России. Это в какой-нибудь дикой Англии законы стараются не менять со дня принятия, будь то XIII или XIV век. У нас же человек, доживающий до пенсии, только с начала XXI века пережил столько вариантов пенсионных реформ, что англичанам и в страшном сне не приснится.
Вот и нынче в СМИ появилась информация о том, что пенсионная реформа выходит на финальную стадию, и к концу декабря Госдума примет законы о новой пенсионной формуле. И сегодня Госдума рассматривает во втором чтении законопроект о новой пенсионной формуле, переводящей расчет пенсионных прав работающих граждан с рублей в баллы.
Населению нет смысла читать эти документы и вникать в суть реформы потому, что, наблюдая этот многолетний процесс, все понимают, что это далеко не финишная прямая реформы и далеко не последняя из придуманных формул.
Народ не покидает устойчивое ощущение разворовывания средств пенсионного фонда. А это значит, что по мере исчезновения из него средств будут появляться новые формулы, уравновешивающие пенсионные ожидания граждан с имеющимися средствами.
Эту игру, в которую без конца играют чиновники, отвечающие за пенсионную реформу, бандитский «авторитет» Крымов в фильме Сергея Соловьева «Асса» именовал игрой в Бангладеш.
- Загадай число, - говорил он собеседнику.
- Загадал.
- Какое? – спрашивал Крымов.
- Семь.
- Я выиграл, - резюмировал Крымов. – Я загадал восемь.
Именно в Бангладеш играют сегодня чиновники с населением, именуя это занятие «пенсионной реформой».
А дальше работает принцип домино. Когда люди не верят, что, выйдя на пенсию, получать то, что ожидали (а некоторые и вообще, что получат хоть что-то), у них пропадает интерес к высокой официальной зарплате. А чем меньше официальная зарплата, что, кстати, на руку многим работодателем, тем меньше пенсионных отчислений. И так далее, и так далее.
И в итоге получается, что сегодня Россия по Индексу качества жизни пожилых людей в различных странах мира на «почетном» 78 месте. Между Непалом и Лаосом. В общем, это рядом с Бангладеш.