И смех, и грех: почему классические пьесы не устаревают

Блог Сергея Савинова
Главный редактор издания "МК в Твери", писатель-фантаст

В пятницу, 22 ноября, в зале Тверского театра драмы было, как принято говорить в таких случаях, яблоку негде упасть. На сцене «давали Островского», причем, на мой взгляд, одну из лучших пьес драматурга – «Доходное место».

Безусловно, есть у классика и не очень удачные произведения, но речь сейчас не о них, а как раз о тех, что и спустя полтора столетия остаются актуальными. Как будто они написаны не в Российской империи в XIX веке, а буквально вчера.

Чиновники без образования, которые устраиваются на те самые доходные места по протекции – разве это не примета нашего времени? А поучения, которые Фелисата Герасимовна втолковывает своим дочерям – разве многое сегодня изменилось? Жена ведь, мол, дана мужу не для поддержки и опоры, а для того, чтобы баловать ее и одевать как игрушку. А нет денег – мол, не мое дело, доставай, где хочешь.

Любопытно, что после очередной шедевральной фразы об отношениях зал неизменно взрывался хохотом. Интересно, узнавал ли кто-то в этот момент себя? Впрочем, я сейчас говорю о спектакле, а философские вопросы оставим на обсуждение за скобками.

В последнее время Тверской театр драмы стал чаще радовать сильными постановками, и «Доходное место» режиссера Геннадия Шапошникова можно смело ставить в их ряд. Классические произведения всегда сложны для постановки, ибо современному зрителю они хорошо знакомы, а кто-то и вовсе считает, что они безнадежно устарели. И как хорошо, что у нас на этот случай есть Островский. Ведь замени время действия на условные 2010-е, и мало что изменится. Юлинька и Полинька, погруженные в смартфоны вместо рукоделия, так и останутся барышнями, ищущими достатка за чужой счет.

«В хозяйстве я теперь ничем не занимаюсь, считаю низким», - надменно говорит Юлинька, щеголяя роскошным нарядом. И сестрица, вышедшая за идеалиста Жадова, с завистливым блеском в глазах ей внимает.

«Ты, глупенькая, пойми, за что их даром любить-то, мужьев-то?» - продолжает давать «советы бывалой» Юлинька в исполнении Яны Голубевой. – «Обеспечь меня, дескать, во всем, чтобы я блистала в обществе, тогда я тебя и стану любить».

Несомненно, отличный текст классика играет еще более яркими красками, когда с ним работают хорошие артисты. Что Яна Голубева, что Дарья Осташевская, играющие дочерей Фелисаты Герасимовны Кукушкиной, в какой-то момент отлично вживаются в образы. Смотрится же это одновременно смешно и грустно – настолько они жизненно узнаваемы. Отдельно стоит отметить игру Осташевской голосом, когда из писклявой кисейной барышни, радующейся новой шляпке, она превращается в опытную замужнюю даму с густым сопрано – определенно, это добавляет перчика в спектакль.

И, конечно, выделяя актерскую игру, нельзя не сказать о Залиме Мирзоеве, герой которого задает в начале тон всей постановке и его же обрывает, добавляя горькое послевкусие и в без того трагичный финал.

Но многие ли, выходя из зала после бурных оваций актерам, задумались о том, что актуальность пьесы Островского в наше время – это совсем не весело?

Фото: Анастасия Чистякова

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру