Вечером 6 ноября телеканал РОССИЯ-1 показал удивительный фильм Андрея Звягинцева «Елена». Фильм посмотрели миллионы телезрителей после прошедшего нового праздника Дня Всенародного Единства и накануне старого праздника Великой Октябрьской Социалистической Октябрьской Революции. Фильм доказывает, что, во-первых, НИКАКОГО ВСЕНАРОДНОГО ЕДИНСТВА В ОБЩЕСТВЕ НЕТ, и, во-вторых, что ИДЕИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ВНОВЬ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (во всяком случае в умах больших художников). Совершенно понятно, почему именно сейчас «Елена» пользуется такой популярностью за рубежом.
Организаторы протестной акции «Захвати Уолл — стрит» в США и ее аналогов в других странах могут с полным основанием требовать выдвижения этого фильма на высшие награды в мире киноискусства. В «Елене» воплощены слова Иисуса Христа о том, что грядет День Божьего Суда, после которого «последние станут первыми» (именно эти слова бросает в лицо своему мужу героиня фильма), а «всякий возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Думаю, что для многих зрителей нарушение заповеди «не убий» героиней фильма оправдывает восстановление принципа «социальной справедливости». Несмотря на то, что эта «социальная справедливость» в виде устройства ублюдочного внука героини на деньги убитого ею человека в платный вуз для уклонения от службы в армии, на самом деле НИКАКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕ ДОСТИГАЕТ. Потому что, кто был ничем, тот и останется ничем. Во всяком случае, судьба недобитого в драке с такими же ублюдками внука довольно предсказуема.
Почему же тогда многие зрители, на мой взгляд, оправдают представленное в фильме убийство? Меня не покидает ощущение, что никогда за последние годы не было в обществе такого градуса ненависти к нынешним «хозяевам жизни». Показ фильма по ТВ совпал с новостями о ЛОНДОНСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКИХ ОЛИГАРХОВ. Мне кажется, что многие еще недооценивают значимости этого процесса. По сути мы являемся свидетелями «нюрнбергского процесса» над нашими российскими олигархами, над всей системой реформ в экономике и политике двух последних десятилетий. Саморазоблачение Березовского и Абрамовича ставит крест над могилой этих реформ. ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ в ходе их показаний. Мы находимся в анатомическом театре, где вскрывается труп убитого героя фильма «Елена». Лондонский процесс в глазах миллионов людей воссоздает модель того, какими преступными механизмами были сколочены миллиардные капиталы нынешних властителей жизни. Подкуп, мошенничество, ложь, обман, коррупция, бандитизм, вымогательство, откаты, отмывание — вся эта грязь зафиксирована в лондонском «нюрнберге». И именно поэтому библейская заповедь «не убий» не становится преградой в оправдании героини фильма.
Нет сомнения, что фильм «Елена» сыграет роль в электоральных предпочтениях на предстоящих выборах. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что «Елена» - это не агитационный фильм «Единой России». Скорее, наоборот, «Елена» отберет у партии власти немалое количество голосов и добавит их прежде всего коммунистам.