Хиддинк откровенно пересидел в России. Даже после фиаско в Мариборе его позиции были на мировой арене, да и в наших глазах тоже, куда весомее. Его вполне могли пригласить ведущие европейские клубы. Конечно, не «Реал» с «Барсой», не «МЮ», но уж «ПСЖ» - точно. Да и в нашей стране массовый болельщик жалел Гуса, понимая, что вовсе не он – истинный виновник того кошмара.
Но сначала он сделал ошибку, выбрав сборную Турции, которую не смог вывести на Евро-2012. Два раза подряд проигрывать стыковые матчи (то с русскими, то с турками) – это, конечно, очень жёсткая посадка. Но дело даже не в этом. Выбрав в феврале 2012-го «Анжи», Хиддинк показал всему миру, что его интересует пенсия. Хорошая футбольная пенсия. Он, как известно, человек прижимистый, цену деньгам знающий. Он даже не разводится уже лет двадцать, чтобы не терять ничего в имущественных вопросах. Мы помним его прекрасные судебные тяжбы из-за различных схем уклонения от налогов. В общем, ничто человеческое ему не чуждо.
Но руководить клубом – это не то же самое, что руководить сборной. Это каждодневная работа. И тут у Гуса, похоже, и вправду стали садиться батарейки.
Он делал различные красивые заявления. Когда в конце 2012 года он обнародовал свои планы завершить активную тренерскую деятельность, звучало это красиво: дескать, независимо от того, завоюет «Анжи» место в Лиге чемпионов или нет, он после мая 2013-го уйдёт. Не уйдёт из футбола насовсем – это невозможно, конечно, когда футбол и есть твоя жизнь. Он переключится на консультационную работу. Но все при этом понимали: оставит его Сулейман Керимов на посту тренера – значит, останется Хиддинк.
- Я не уйду из футбола насовсем. Эта игра слишком хороша, чтобы прощаться с ней навсегда. Возможно, я буду советником для молодых тренеров или скаутом, отслеживающим молодые таланты. Буду заниматься этим не для денег.
Всему можно поверить, кроме разве что последнего высказывания. Слишком уж хорошо мы знаем этого «бессребренника». И по работе в сборной хорошо знаем, да и по тому же «Анжи». Альтруистом, аскетом он никогда не был.
Подписывая в феврале 2012-го контракт с базирующейся в Подмосковье дагестанской командой (на полгода, с последующей пролонгацией на год), Хиддинк много раз, словно мантру, повторял:
- Деньги – не главное для меня. Меня привлекает сам проект, его размах.
Как иронизировали тогда журналисты, в России даже нашлись люди, которые верят в искренность этих слов. Очевидно, что большинство из них заседают в совете директоров «Анжи» или работают в менеджменте или пиар-службе этого клуба.
Не очень только понятно было, зачем бы столь обязательному человеку бросать начатое на полпути. За полтора года Лигу чемпионов не выиграешь (дай бог, только попадёшь в неё). Тогда какой смысл строить команду на полтора года. Так что допускаю, что отступать Хиддинку было некуда. Ведь и «Анжи» ничего не выиграл, и Дагестан в самый футбольный регион не превратился. К тому же Сулейман Керимов, и Гус Хиддинк во многом оказались заложниками и этой ситуации, и друг друга: в клубе подобраны высокооплачиваемые звёзды. Они приехали в далёкую, страшную и холодную Россию не только из-за денег. Точнее, из-за денег, конечно. Но не к каждому из-за денег они бы поехали. Раз тут работает авторитетный тренер, то ехать можно.
И ведь не в «Зените», не в «Спартаке» готовят сегодня сборную для чемпионата мира-2018. Вы удивлены? А я – ничуть. Посмотрите, кто играет в той будущей сборной - нынешней молодёжной сборной, которая впервые за последние полтора десятка лет завоевала право выступить в финальной части чемпионата Европы, хотя на самом турнире выступила весьма себе вяловато. У какого клуба было в сборной Писарева самое большое представительство? Да, именно у «Анжи». Логашов, Смолов, Шатов, многие другие – это всё дагестанский клуб.
Прощаться, а потом менять своё решение – это вообще черта голландских тренеров попадающих в российские футбольные условия. Так что не торопитесь готовить платок и утирать слёзы. Всегда сможет получить такое предложение, от которого отказаться будет непросто.
Официальный представитель Гуса - Кис ван Ньювенхойзен – никогда случайно фразами не разбрасывается. А ведь произнёс он весьма симптоматичное:
- Да, моему клиенту скоро исполнится 66 лет, но в душе он чувствует себя по-прежнему молодым.
Но так было до матча с «Динамо», до 19 июля – дня, до которого Хиддинку казалось, что он ситуацией владеет. Но забыл он одну простую вещь: всей ситуацией владеть может только, извините за эту тавтологию, владелец.
И вот тут-то для Хиддинка и крылись истоки этой проблемы. Сулейман Керимов искренне полюбил футбол – тот вид спорта, в котором он ещё не так давно не очень уж сильно разбирался. Помните, как Юрий Сёмин просил ставить матчи «Локомотива» на раннее время субботы? Просто он вечерами летал с Керимовым на матчи «Челси» и на примере успешных лондонских клубов учил будущего футбольного владельца премудростям игры.
Не знаю, сам ли Керимов стал тратить деньги на «Анжи» или же его об этом попросили сверху – это в любом случае стало походить на отработку эдакого социального заказа: регион-то проблемный. Как в Чечне пишут Рамзану «Спасибо за «Терек»!», так и в Дагестане, наверняка, происходит что-то подобное.
Но Керимов, искренне желая построить качественный футбольный клуб и тратя на его содержание деньги, соразмеримые с «Зенитом», а то и превышающие траты на питерский клуб, строит тем не менее типичную для России потёмкинскую деревню: красивый фасад, а что внутри – бог весть. Потому и решения могут быть приняты вдруг, не всегда объяснимые. И к ним не всегда есть возможность подготовиться.
Судьба Хиддинка была решена даже не по итогам первых двух туров, что является абсурдом. Она, как говорят, стала понятна по итогам первого тайма химкинского матча. На поле ещё ничего ясно не было («Анжи» летел от «Динамо» в меньшинстве 0:1, но вся борьба была ещё впереди), а вот в ложу к Керимову был приглашён Фабио Капелло. Детали разговора нам не известны. Мы в курсе лишь только то, что обсуждали собеседники тренерское искусство. Фабио, думается, советов не давал. Но почему-то, поражённый оценками итальянца, Керимов взял и решил Хиддинка из клуба попросить. Зачем это делать после двух туров – вопрос, над которым не стоит задумываться вовсе. Тут логика не футбольная – тут логика эмоциональная.
До прошлой пятницы уверенность в завтрашнем дне у Хиддинка была. Она не только в том заключалась, что Гус быстро разобрался в особенностях местного менталитета и знал, как обеспечить старость себе и своим родственникам, а ещё и в том, что случись выход в Лигу чемпионов – ему купили бы ещё несколько звёздных игроков. Но выходит, в местном менталитете Гус Иваныч всё-таки не разобрался. Теперь уж точно на пенсию. Выбор мест для работы 67-летнего специалиста явно широким не будет. А уж такого пособия точно нигде не предложат.