Да, был такой главный лозунг на Президентских выборах-1996: «Голосуй, а то проиграешь!» Вроде и не за отдельного кандидата, а за всех, за саму идею Выбора. И главным, что сидело в этом слогане, на мой взгляд — слово «ИГРА». Может лет через 50, 100 или другой положенный для «исторического осмысления» срок ученые оценят сей подход, скажут что-то вроде: Да, понятие «Игра» имеет наибольше внешнее сходство с понятием «Война», и потому является лучшей заменой оного. Динамика, азарт, соперничество, наличие определенного «Результата»…
Что ж, сыграем. Недавно в Петербурге, во время серии выступлений, журналистка Наталья спросила и меня: «А ты сам-то за кого?» и кивнула на висевший рядом плакат «Великолепная пятёрка». Далее чуть не пронеслась строчка популярной хоккейной песни «Великолепная пятёрка и вратарь»… но у «вратаря» оказалось — большие проблемы с допингом, «ксероксным допингом» в пачке собранных заЯВЛений.
И при выключенном микрофоне я хотел ответить искренне, но получилось тоже как в Игре. Только другой Игре, в стиле популярных ныне ТелеУгадаек, где вывешены слова и карточки букв. Я ответил, что определился только с одной буквой, с первой. И это буква… (барабанная дробь) — «Пэ»!
Тут повлияло не то, что фигурою норильский лидер — ну вылитый Де Голь, а еще и случившаяся там же, в Питере беседа с писателем Михаилом Кураевым. Когда-то самый жесткий и беспощадный критик-«протестант» — против расстрела Верховного Совета (1993), против Ельцина… теперь Кураев предложил подход, который мне показался тоже некой игрой. «А я, выбирая из этой пятерки, стараюсь вообще забыть, что выбираем Президента. Концентрируюсь на мысли, что выбирают-то ещё и — Верховного Главнокомандующего! Хозяина Ядерного чемоданчика… Ну и…»
Я тоже быстренько перебрал Пятерку Портретов, мысленно прикладывая им на плечи Эполеты, а к руке — этот самый смертельный Кейс. (Хотя, кажется, носит его адъютант, в двух шагах сзади)… И мы с Кураевым переглянулись: «Ну всё ж понятно!» И вправду, быстро определился круг Кандидатов, кому совершенно точно нельзя давать Эполет и Чемоданчика. Вы попробуйте, тоже проведите такой «мысленный эксперимент».
А в МИИТе, где несколько лет читаю курс Отечественной истории — я организовал Литературно-Исторический Клуб, куда мы стараемся приглашать людей самых разных убеждений, но — интересных и талантливых. Пару лет назад у нас выступал генерал, геополитик Леонид Ивашов, как раз в нынешнем Избирательном Финале, снятый с игры, можно сказать, «под свист трибун», по самому непонятному поводу. Выступали у нас: известнейшие в стране писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Юрий Поляков, режиссер Владимир Хотиненко.
А буквально в эти дни, в разгар игр стадии «Плэй-офф» у нас выступил глава информационной империи «Московский комсомолец» Павел Гусев. Рассказывал больше о информационной политике у нас и в мире, об Интернете, о истории «МК», убийстве журналиста Холодова, о Ксении Собчак (буря в зале), о том, что на Гавайях есть два подписчика «МК», и что среди 1500 сотрудников империи-МК есть люди, которые терпеть не могут того, чьи доверенным лицом он является: «Но они, разумеется, все до единого останутся на своей работе»… В общем, Гусев тоже, по моим наблюдениям, сыграл в некую Игру. Произнес фамилию «своего кандидата» меньшее количество раз, чем, например слово «Миронов», но тоже всем студентам стало ясно.
А мне во время этой встречи вспомнился пример Великобритании, традиционно и величественно — двухпартийной Империи. Да, периодически там мелькает на горизонте, и третья партия. В ранние школьные годы я как положено болел за Компартию Великобритании и как все советские школьники, изучал английский язык по их газете «Морнинг стар». Но истинной «третей партией или анти-партией», в Британии называют — Госаппарат, это собрание имперских чиновников, которые вроде не влияют на ход выборов, но приходя к которым в их офисы, причем в качестве начальников!, вчерашние Победители всегда претерпевают всегда одну и туже метаморфозу, давно отмеченную историками и политологами. Взаимодействуя с Госаппаратом, Консерваторы всегда левеют (относительно своих лозунгов, с которыми вчера выиграли Выборы), а Лейбористы наоборот — правеют.
Вот, подумалось, настоящая, центрирующая, выравнивающая сила. Традиционно беспартийное имперское чиновничество, Госаппарат с английской сдержанной вежливостью кивающий входящим Победителям. И антипод этому: лихорадочно мечущийся чиновник, за несколько лет побывавший в четырех «Партиях власти» (а считая КПСС – в пяти), и сегодня напряженно всматривающийся, прикладывающий ухо к рельсу на дороге, ведущей в столицу: «Ну что там решили? Куда нам теперь-то?»
Этот Всепартийный Чиновник и есть самый неприятный тип, которого я бы вычеркивал первым на всех выборах. И если мы пока не дотягиваем до британского джентльменского отношения, то можно… В одной статье я уже выдвигал идею:
а если членство в Партиях Власти фиксировать не картонными корочками, а то и вовсе модерновыми пластиковыми карточками, а… как во многих племенах и архаичных сообществах в т.ч. «блатных» — татуировками, на определенных частях тела?! Захотел записаться в «Наш дом Россия» — выведи сначала наколку «Демократический Выбор России»... Ну, положим одна из последующих метаморфоз прошла б полегче: оставив «Россия», перебить только «Наш дом» на «Единая», но всё равно, как предупреждают в тату-салонах: очень болезненная процедура! А в борьбе с текучестью (политических) кадров сгодится и этот архаичный приём…
Вспомнился ещё и легендарный кино-Чапаев, подловленный хитрыми крестьянами тоже на как бы «избирательном вопросе»: «Василий Иванович, а ты за большевиков, али за коммунистов?» И как тот вывернулся: «А я за… Интернационал»! Именно в таком же духе и мне захотелось ответить на вопрос журналистки Натальи: «А я за Беспартийного Чиновника!»