Все помнят, как кончается первый том "Мертвых душ": "Чудным звоном заливается колокольчик..." Учили в школе. Перечтешь эти размышления о птице-тройке и кажется, что насмотрелся итоговой передачи с Дмитрием Киселевым.
Но вот, что там дальше: "гремит и становится ветром разорванный в куски воздух". Образ гениальный, учитывая время и тогдашние скорости. Несущаяся тройка, конечно, не станет от этого менее похабно-кортежной, но...
А вот конец второго тома. Князь и губернатор обращается к чиновникам: "Как русский... Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятие какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей". Тоже демагогия известного рода, да и выражена, как суконку жевал князь-губернатор.
Но несколькими строками выше в этом же обращении дивные слова о поголовном мздоимстве: "Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управленья образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее... Установились свои условия, все оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность".
А что тут еще скажешь? Революция от книжек не произойдет, но тревожить и напоминать о нашем сраме они будут всегда.