Недавно видеохостинг Youtube выдал мне очередную рекомендацию. Вообще, к этому сервису вопросов много, и странный алгоритм подбора заслуживает отдельного разговора. Но сейчас не об этом.
Мне порекомендовал новый отечественный сериал под броским названием «Год культуры». И, признаться, шокировал он меня гораздо сильнее, нежели кликбейтные видеоролики на тему международной политики, которые Youtube с завидным упорством предлагает изо дня в день. Так что же в нем такого, в этом эфирном шедевре?
Я не сторонник подхода «не смотрел, но осуждаю», однако в этом случае все было очевидно еще на этапе трейлера. Начнем с того, что столичные продюсеры в 2019 году почему-то до сих пор усиленно эксплуатируют тему «москвич приехал к колхозникам». Если в федеральном центре люди живут в «прекрасном далёко» из фантастических романов, то в провинции будто бы до сих пор восьмидесятые – это по версии сериальных дел мастеров, естественно. Отсюда конфликт, комедия положений, движущая сила сюжета и все такое. Но даже это не так раздражает, как откровенная халтура.
«Столичной штучкой» в сериале выступает чиновник Виктор Сычёв, которого играет Фёдор Бондарчук. К последнему у меня вопросов нет – как актер он не так уж плох, о режиссуре же в данном опусе промолчу. А вот «колхозниками» в «Годе культуры» неожиданно выступают работники провинциального вуза, в качестве натуры для которого, кстати, использовали тверской Речной вокзал. И ладно, казалось бы, стоит вспомнить принцип «не любо, не слушай» и обойти стороной сей продукт. Но, повторюсь, одним только трейлером сериал привлек к себе мое внимание – причем убогостью и откровенной халтурой.
По-другому, простите, выразиться не могу. Создатели «Года культуры», по моему мнению, откровенно плюнули в лицо зрителям, причем уже на уровне сценария. Снять сериал про кафедру словесности и уже с самого начала напортачить, показав безграмотного преподавателя, это успех!
«Что из себя представляет эпистолярный жанр?», - задает Сычёву вопрос дама-филолог на фоне испещренной меловыми записями классической зеленой доски.
И мне, как зрителю, вслед за героем Бондарчука хочется так же скривить лицо в гримасе непонимания, задав встречный вопрос:«Что?»
Эта история не о филологах. Не о провинциальных вузах и столичных чиновниках. Это очередное подтверждение деградации отечественного телевизионного эфира. Казалось бы, провал сериала «Филфак», эксплуатировавшего давно устаревшие стереотипы, должен был чему-то научить. Но нет. Пока за рубежом снимают «Кремниевую долину», «Острые предметы» и «Мир Дикого Запада», у нас на коленке создают «Филфак» и «Год культуры». Почему в свое время выстрелила «Теория большого взрыва», которая все никак не может закончиться, хотя многим актерам уже перевалило за сорок? Все очень просто: снимая сериал о гиках, продюсеры, как это принято говорить, сначала освоили матчасть и только потом выдали нишевый продукт. Чего, увы, почти никогда не делают отечественные ремесленники от сериалов.
Именно поэтому ту же «Теорию», «Клинику» и «Доктора Хауса» будут пересматривать еще много лет. О «Годе культуры» же я этого сказать не могу. И это удручает.
К сожалению, производство сериалов в нашей стране застряло, в лучшем случае, на уровне начала двухтысячных и стремиться дальше никак не планирует, устроившись с обломовским размахом на привычном диване, сколоченном из отработанных штампов. Пипл хавает, как сказал однажды некий деятель. Сейчас уже немногие вспомнят его фамилию, но метко оброненная фраза до сих пор характеризует отечественную массовую культуру.
Фото: Кинопоиск