Дедушка достал с чердака и подарил мне пачку журналов "Крокодил" 1987 года издания. Он сказал, что этот журнал был единственным сатирическим журналом на протяжении 50 лет в Советском союзе. Он сказал: "Читай и поймешь, как мы жили." Я листаю журнал и пытаюсь понять быт и заботы людей, их опасения и радости в советское время. Вот картинка в бане, где все взгляды устремлены на одного мужчину, который намыливает себе голову мылом. У него только у одного есть мыло, у других около тазиков стоят пачки с порошком и с содой. Странно, как люди жили без мыла, но дедушка объяснил, что действительно было время, когда в магазинах не было мыла, и еда продавалась по талонам. Поэтому на одной обложке журнала изображен самолет из колбасы и булок. Подпись к рисунку "Слава Богу, Люфганза нам поможет". Или картинка, на которой два милиционера волокут пьяного мужчину в церковь, на которой вывеска "Вытрезвитель", а он кричит:"Не пойду, я - атеист". Потому что в церквях размещали разные организации. Еще рисунок- стоит телевизор и из него на молодого человека, сидящего рядом с ним, нацелен шприц, пистолет и рукой с экрана его манит голая девушка. Подпись "Капиталистические радости". Это как раз нам по теме, очень актуально. Есть карикатуры зубастые, а если карикатуры с тонкими намеками. Журнал выходил тиражом, 6,5 миллионов. Письма с идеями для карикатуристов от читателей приходили мешками.
Дедушка сказал, что хотя карикатур на первых лиц государства в «Крокодиле» не печатали, само существование журнала воспринималось как проявление свободы. Его любили, ждали, хранили. Даже сейчас вконтакте есть группа "Листая Крокодил", самого журнала нет. Его пытались переиздавать на дорогой бумаге и маленьким тиражом, но он не выжил. Я думаю, что многие люди боятся увидеть карикатуру на себя. Когда человек может позволить себе быть смешным, но при этом не смешон, — это здорово. Но если человек не уверен в себе, или у него завышена самооценка, он боится всем показать, кто он на самом деле.
Во многих странах выходят сатирические издания. Почему у нас нет больше журнала “Крокодил”, может быть люди боятся сатиры ?