Вчера семь лет лишения свободы получила «газовая принцесса» - такое прозвище дали Юлии Тимошенко в 1990-х. Тогда в 1991 она учредила совместно с мужем корпорацию «Украинский Бензин» (коммерческий, генеральный директор), которая к 1995 году превратилась в промышленно-финансовую корпорацию «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ) с оборотом $11 млрд. и располагала монополией на торговлю российским природным газом. Сегодня российский газ снова вернул Юлии Тимошенко титул, на этот раз королевы мировых новостей. Протест ее сторонников естественен, возмущение Европы понятно, заявление нашего МИДа объяснимо. В чем же симпатии обычных людей к знаменитой оранжевой революционерке с косой?
Политика – не женское дело
И действительно. «Тимошенко – единственный мужчина в украинской политике» (прозвище появилось весной-2005, когда Тимошенко была противопоставлена и Януковичу, и Ющенко). Его авторство принадлежит бывшему президенту Батьковщины Леониду Кучме.
В Украине (как и в России) многие привыкли к тому, что женщина – атрибут мужской политики, обои, на фоне которых разворачиваются основные политические действия, забавный предмет, скрашивающий аппаратные будни. И вот появилась женщина, газовая Рапунциль (героиня одноимённого мультика), вьющая из своих волос липкую паутину, в которой запутался ни один политик. С Тимошенко и ее позицией можно не соглашаться. Но что действительно в ней подкупает – это умение брать на себя ответственность. В то время как Кабинет ожиревших мужиков (в ранге министра и выше) как пятиклассницы на дискотеке подпирали стены, а потерявший окончательную связь с реальностью президент обивал пороги иностранных посольств (США, ЕС), во всей политической элите нашелся только один мужик и, что характерно, им стала женщина. Когда основная масса населения мерзла без газа, а кучка украинских политиканов грелась на вилах за бугром, Тимошенко не побоялась принять решение. И теперь расплачивается за него.
Вече Майдана
Однако, образ Тимошенко не столь героичен для истории Украины. В том, числе и с ее легкой руки, начался бесконечный оранжевый карнавал в Батьковщине. Вся государственная политика Украины с тех пор делается только на улице. Политическая элита разучилась работать в кабинетах, парламент превратился в вече Майдана. Законы и важные решения принимаются на площади под дулом видеокамер. Это возвращение к истокам, в средневековую Русь. И постепенно сами решения становятся неважными, а люди больше не доверяют представительной демократии. Для них главное, чтобы их голос был зафиксирован на камеру. И теперь в Украине разворачивается очередная «война» на обломках политических институтов, а Тимошенко - символ этой самой войны.,. Ведь она, как и сама Украина стала заложником политического маскарада, которым сама когда-то руководила (отсутствие консолидации элит, страна разрывается по этническому и культурному признаку.
Мученица Юлия
Помимо социально и культурного аспектов в феномене Тимошенко есть политика и экономика. Вся аппаратная борьба и да и сама Юлия Владимировна насквозь пропитана запахом газа. Понятно, что Янукович педалировал судебный процесс, чтобы получить сильную карту в переговорах с Газпромом. Он рассчитывает отменой газовых соглашений, выбить скидки на следующий год. Но разменивая политическую на экономическую карту, Янукович рискует поставить крест на своей президентской карьере. Форсируя процесс, глава Батьковщины превратил «газовую принцессу» в «политическую мученицу». Рейтинг Тимошенко уверенно растет, а сама она давно стала объединяющим знаменем для разношерстной оппозиции. То, что Янукович не мог представить в страшных снах: объединение практически всех своих политических конкурентов – он сделал собственными руками. По дороге рассорившись с Западом по политическим вопросам, а с Россией по экономическим.
Так почему Тимошенко так интересна обычным людям? Быть может потому, что ее путь - это путь самой Украины: аппаратная юность, школа жизни на Майдане, институциональный провал и 7 лет одиночества. Но это все равно лучше, чем жить как женщина, а уходить как мужик. Тимошенко была мужиком все эти годы, именно поэтому ее женская доля сейчас вызывает столько сочувствия и симпатий…
Ирина Плещева о мужской политике с женским лицом