Естественную радость родительства победил гедонизм

Блог Светланы Дутты
Психоаналитик

Сегодня я хотела бы поговорить о том, как меняется в обществе отношение к детству, к родительству, к рождению ребенка в современности. Эта проблема, на мой взгляд, актуальна в наши дни, хотя бы потому, что в медицинские учреждения поступает огромное количество женщин с бесплодием, невынашиванием, в то время как другие женщины в таком же огромном количестве делают аборты, избавляясь от собственных детей. К счастью, некоторые из них приходят в кабинеты психотерапевтов и психоаналитиков, и мы можем видеть, что бесплодие – зачастую психологическое, то есть вызванное бессознательными страхами, тревогами, фантазиями, равно как желание избавится от ребенка. В последнем случае, влияют представления об этом ребенке как о нежданном, препятствующем, например, карьерному росту и личному развитию. А часто в основе тревоги перед предстоящей или наступившей беременностью лежат «экономические» страхи не быть способным прокормить, одеть, обуть, дать образование.

Мне вспоминается история-притча о том, как женщина, имея на руках годовалого малыша, приходит в кабинет доктора для того, чтобы избавиться от ребенка, который был зачат недавно. Мудрый доктор интересуется ее мотивами и спрашивает почему, на что она отвечает, что ей будет невыносимо тяжело, у нее уже есть один ребенок, много беспокойства, а его же еще вырастить надо. Многие из Вас быть может, знают, чем завершилась эта история. Доктор предложил женщине, раз уж она хочет убить одного из своих детей, избавиться от старшего. Он, мол, уже пожил немного, дайте такую возможность и младшему тоже… в итоге какая разница кто из них останется. У Вас будет только один ребенок, как Вы и хотели.

Давайте попробуем разобраться, что происходит, и почему естественная радость от материнства и гордость от отцовства омрачены в наше время столь множественными факторами.

Поскольку эта тема очень травматичная и глубокая, то мы сможем сегодня остановиться лишь на трех ее аспектах.

Первое – отношение к детству как к таковому. Понятие «детство» в педагогике и психологии лишь недавно. Детство и ребенок стали объектом пристального внимания ученых лишь в ХХ веке. Это не означает, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Но эта любовь и забота были качественно иными. Феномен детства означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого. Человечество, как и всякий биологический вид, всегда придавало большое значение продолжению рода. Но в трудные времена дети много работали, зачастую

наравне со взрослыми, в военные годы воевали и трудились в тылу. В мирное время были совершенно другие представления о системе воспитания, поощрения-наказания, иными были знания о детском развитии и психике ребенка. При этом рожали детей всегда, и в одной семье было по несколько детей. Сейчас ребенок часто ставится во главу угла, его интересы приветствуются и культивируются, ранним развитием не занимаются только ленивые мамы, зачастую жертвуя своей личной жизнью и карьерой. Мы не беремся судить, что хорошо, а что плохо. Есть некая данность, над которой мы просто можем поразмыслить. И моя мысль идет в том направлении, что, как всегда очень сложно найти ту самую золотую середину. Появилась ценность Его величества младенца! Но вместе с тем появилось и много страхов, и тревог, связанных именно с осознанием этой ценности. Если раньше в голове у родителей ребенку нужна была еда, то теперь ему нужна лучшая еда, «нечего нищету плодить», раньше нужна была теплая одежда на зиму, теперь нужна одежда определенных марок.

Все это ещё очень тесно связано с потребительскими тенденциями в обществе и разного рода рекламой, лозунгами, информацией в СМИ, которые способствуют развитию материального культа, делая первостепенным стремление к гедонизму.

Итак, второй момент – гедонизм, бесконечное стремление к удовольствию. Это ситуация, когда удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной ценностью, тогда как все остальные ценности являются лишь инструментами, средствами достижения удовольствия. Это прекрасно, что качество жизни по мере развития научного прогресса и цивилизации в целом становится лучше, выше, люди развиваются и могут отличить хорошее качество. Но в контексте сегодняшней темы, речь идет о том, что чем больше памперсов, стиральных машин и средств по уходу за малышом, искусственных смесей и прочих благ, тем больше тревог и страхов не справиться с собственным ребенком и лишиться всех этих благ.

Третий момент – это изменение полоролевых моделей поведения. Мужчины больше не чувствуют себя сильными, властными, а женщины, желая где-то этого ранее, теперь сами от этого же и страдают, не чувствуя защищенности и опоры.

И в завершении хотелось бы сделать акцент на психоаналитическое ядро этой проблемы. Все наши страхи, тревоги, желания и не-желания, стремления и торможения определяются ничем иным как нашими собственными детскими травмами. Мы живем либо по сценарию родителей,

где мы были маленькими, либо по анти-сценарию, что, по сути, есть одно и то же. Если «я делаю вопреки», то это «вопреки» крутится как вокруг оси вокруг собственной детской травмы. Так, если у человека были сиблинги (братья, сестры), он будет решать иметь или не иметь, и сколько иметь детей в собственной семье исходя из своих детских переживаний. Если взрослый человек говорит о том, что он боится, что его второму ребенку не хватит денег, сил, родительской любви, стоит задуматься, а не является ли он сам тем младшим ребенком, которому всего этого не доставало? Или наоборот, фантазия о том, что все достанется младшему. Так быть может он – старший, и после него был рожден кто-то, кому «по несправедливости» было отдано так много тепла? И вот на эту плодородную почву так легко ложатся политические, экономические, социальные страхи, маскирующие истинные детские травмы.

Любите своих детей, чтобы они, в свою очередь, смогли научить любви детей собственных.

Фото: maminklub.lv

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру