Сразу скажу, эта история не про Pussy Riot.
Так вот, современный учитель читает первоклассникам рассказ «Огурцы» Николая Носова. Сам рассказ старый, а детская книжка – новая, недавнее переиздание.
Дошкольники Павлик и Котька забрались на колхозное поле и украли несколько огурцов. Павлик потом испугался и отдал свои огурцы Котьке. Тот пришел домой и радостно сообщил матери про принесенное добро. Мать в ответ потребовала вернуть огурцы на огород.
– Не пойду я! У дедушки (сторожа) ружье. Он выстрелит и убьет меня!
– И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор… Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Мальчик, в конце концов, отправляется на колхозный огород.
И тут одна из слушающих первоклассниц как закричит: Он должен был ей сказать: «Ты – дура! Ведь я - твой сын!»
Рассказ Носова очень милый. Там очень хорошая концовка.
Сторож спрашивает у маленького Котьки, возвращающего ему огурцы:
- Ну, все, что ли? – спросил старик.
- Нет, одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.
- Почему не хватает, где же он?
- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
- Ну что же будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
…
- А этот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?
- …ну, считай, что я тебе подарил его.
Нам, в нашем детстве, этот рассказ не казался странным. Есть добро и зло, правда и ложь. За проступок нужно наказать. За ворованный огурец можно и убить, фигурально выражаясь, в чисто воспитательных целях. Такая милая, страшноватая логика, перевернутый Павлик Морозов, впечатанный в наши мозги.
Современных детей не учат читать. Вернее, плохо учат и не прививают любовь к этому виду развлечения и деятельности. Современные дети значительно менее образованы, меньше знают о мире, хуже учатся, хуже развиты эмоционально. Но некоторые из них почему-то лучше нас способны почувствовать абсурд и бесчеловечность всей нашей прошлой жизни.
Мы можем сколько угодно жалеть о том, что дети не воспринимают наших эмоций, не любят наших песен и наших книг. Можно пытаться кормить их Окуджавой и Высоцким и научить восхищаться нашими романтическими шестидесятыми. Но остается один неприятный и непреложный факт. Наша Правда, наша Вера, наша Любовь, наша романтика и лучшие наши поэты, наша эмоциональная чуткость и даже наш почти героический отказ от советской идеологической пропаганды, не способны были полностью вытеснить из наших душ и мозгов основу страшной идеологии: есть правда и ложь; есть враг и друг. Есть добро и зло. Зло должно караться, и иногда нам самим приходится выступать в этой роли карающего меча, обличителя зла, восстановителя справедливости.
И вот эту, такую привычную нам, ценностную «раскладку» и не хочет воспринимать самая обычная, наверное, и даже совсем не лучшая по успеваемости, первоклассница.
Так, может быть, вообще не стоит их портить нашим «культурным багажом»?
Нет, все-таки, надо их учить читать. Не приучим их, так хоть сами чему-то научимся в ходе этого обучения. С другой стороны, а что мы еще умеем? – Читать и учить. Есть зло и добро, правда и ложь. Есть наши любимые книги, где все написано про зло и добро, про правду и ложь.