«Есть нерв великого народа»…

Георгий Янс
Журналист

С Сергеем Шаргуновым  еще в прошлом году договорились сделать интервью, но все как-то не складывалось. То дождь, то снег… В общем, непреодолимые обстоятельства мешали нам встретиться  лицом к лицу и поговорить. А поговорить хотелось. Интернет может все. Поэтому, так и не встретившись, тем не менее, мы поговорили. Наверное, в разговоре на расстоянии не хватает драйва. Но как получилось,  так получилось.


- Естественно,  начну с политики. Я знаю, что Вы были на Болотной, и на Сахарова. Вопрос простой. А зачем вы туда ходили? Я исключительно из профессионального любопытства. И в продолжение темы. Как вы относитесь к активной политической деятельности ваших(наших) коллег Быкова и Акунина?
- Был еще и на Чистых прудах, когда всё началось. И собираюсь выходить дальше. Как бы меня ни коробили те или иные ораторы. Я не политик, тем паче, политика упразднена, а мой короткий юношеский бунт закончился снятие меня с выборов в 2007-м.
Однако я участвую в сопротивлении "партии власти", которая стала синонимом "партии смерти". Тотальный тупик, забетонированность общества, отсутствие развития, отсутствие независимых сил, которые были бы выразителями мнений и интересов значительной части народа. Конечно, нужна "движуха". И я с теми людьми, которые решились выходить. Посмотрим, что будет дальше. К писателям, которым интересна политика и важно, что происходит в стране, отношусь с пониманием, будь это Быков и Акунин или Лимонов и Прилепин...
- У меня такого понимания нет. Ну, да ладно. Когда человек недоволен властью, он конкретно называет, чем ему власть мешает. Вот, Вы сказали "тотальный тупик".  Какой для Вас лично создала "партия смерти"  "тотальный тупик"? Не вообще, а конкретно для Вас. Кстати, я только что закончил статью, в которой говорю, что оппозиция загоняет себя и общество в тупик - "большой коммунистический тупик".
- Хорошо, давайте о личном. Я уже сказал Вам, что власть сняла меня с выборов - просто испугавшись 27-летнего самостоятельно мыслящего гражданина и литератора. Попутно власть окатила меня говном. Эта власть избивала, сажала и оклеветывала моих дальних и близких знакомых всё время. Эта власть лишала меня множество раз работы, увольняя за "крамолу" с той или иной радиостанции. Из-за этой власти я попадал в черные и серые списки, меня вырезали из эфиров и т.д. Это мой личный счет власти, Георгий.
- Увольняла Вас, Сереж, не власть, а конкретные люди. Точно такие же люди "вырезали" Вас из эфиров.  Имя им - холуи. И существуют они при любом режиме. Тем не менее, следующий вопрос. Ваш прогноз на после 4 марта. Проснемся мы в другой стране? Если нет, то почему?
- Георгий, степень вменяемости и человечности системы равно как дикости и холуйства зависит от того, кто наверху. Установки идут оттуда. Я не идеализирую никакую власть, но лично оскорблены многие. Разгневанными могут быть те, кто вне политики, но больно ударился о "вертикаль" - разорили рейдеры-спецслужбисты, сбила "мигалка", унизили, заставив, будучи учителем, фальсифицировать выборы. Прогнозирую победу В.В.П. в первом туре, но это будет пиррова победа, далее будет расти протест.
- Не убедительно, но это Ваш ответ. Только замечу. Про рейдерство судить не могу, а про учителей скажу. 20 с лишним лет в школе "из песни не выкинешь". Заставить заниматься фальсификациями можно только человека без чувства собственного достоинства. И власть здесь не при чем. Оно или есть, или нет. Меня, как учителя, ни советская, ни российская власть не могли заставить делать то, что противно мне. Но это так к слову. Попробуем вернуться к "нашим баранам".  Начну с глобального вопроса. Снижение значения литературы на умы людей процесс закономерный или вызван какими-то субъективными факторами?  Так и нужно, или этому процессу необходимо противодействовать?
- Для Вас неубедительно, а для меня очевидно то, что почему-то неясно Вам: конкретные люди у власти - это и называется словом "власть". Интерес к чтению утрачивается, много гаджетов, технологий, визуальных и развлекательных заманух. Но одновременно читатель взрослеет, возвращается внимание к серьезной литературе.
- Снижение интереса к чтению процесс закономерный, или цепь случайностей.  И есть смысл возвращать интерес к чтению?
- Георгий, смысл есть. И я стараюсь его возвращать. Иду в эфир или еду в челябинскую школу преподавать - всюду привлекаю внимание к существованию современной литературы и пробую подхлестнуть интерес к чтению. Да, невозможно вернуть прежние тиражи "толстяков" и то влияние литературного слова, которое было в герметичном обществе. Сейчас в визуальную эпоху, во время суеты и рассредоточенности , мало кто способен осилить большую книгу. Это закономерно. Но многое - преодолимо. Если будет культурная политика, а именно - ТВ станет больше говорить о литературе, в школах станут выступать писатели и обратно расширится количество уроков литературы, появятся интересные привлекательные журналы с хорошей прозой, возникнут конкурсы для читателей и начинающих писателей, тогда мы сможем ясно убедиться в литературоцентричности России.
- А, может быть, дело не в читателях, а в писателях. Нет, сегодня писателя, которым бы зачитывалась Россия, как в свое время Трифоновым, например. Можете назвать пять современных писателей, чьи книги имеют шанс пережить самих авторов?
- Очень много интересных и ярких писателей. Совершенно разных. Можно почитать трилогию Быкова. Рассказы Лимонова. Прозу Прилепина и "Елтышевы" Сенчина. Романы Алексея Иванова и Александра Терехова. "Чертово колесо" Гиголашвили. Почитать - и что? А то! Убедиться в том, что с хорошей литературой всё в порядке. Однако не все о ней знают, мы ленивы и не  любопытны.
- По-вашему получается, что раньше читатель был менее ленивый? Может быть, дело в новых технологиях? Кстати, Ваше отношение к книгам на электронных носителях? Верите в то, что электронная книга потеснит и вытеснит бумажную?
-Конечно, в технология тоже. Это та самая визуальность, которая, торжествуя, вытесняет вербальность. Мой сын книге предпочитает пока игровую приставку. Электронная книга уже ощутимо потеснила бумажную, и будет теснить все увереннее, но в тотальный отказ от старых-добрых книг я не верю.
- Верить-не верить все-таки не аргумент. А вы лично, как относитесь к электронной книге? Что Вы предпочтете иметь? Собственную книгу электронную или бумажную. При этом гипотетически предполагаем, что в финансовом плане электронная книга более выгодна, чем бумажная?
- Я предпочитаю бумажные читать, но не кичусь этим, скорее считаю собственным ретроградством. В сущности, не так уж важно, важнее - что читаешь. Мне неважно, правда.
- Если я правильно понял, в писательском труде Вас финансовая сторона не обременяет. Тогда, что для Вас является мотивацией в писательском труде?  Только желание писать? Кстати, раньше писателя называли "инженером человеческих душ". Кто он сегодня? И какова Ваша писательская самоидентификация? Кто Вы, Сергей Шаргунов?
- Понимаете, я люблю работать и зарабатывать, чем больше платят - тем лучше. Но большая часть моих доходов, 60% - это очерки, колонки, радиоэфиры о литературе. Остальное - деньги за книги. Но мотивация писать - это никак не деньги. Наверное, инстинкт, страсть. Пишу по велению инстинкта. А еще часто хочется рассказать "стори", представляешь себя в кафе осенью, пьющим с приятелем - делишься с ним происшествием, иногда для убедительности тряся за плечо.
- Вопрос, который  вытекает из начала нашего разговора. Если будет второй тур выборов, Путин-Зюганов, каков будет Ваш выбор? Желательно мотивировать свой выбор.
- Георгий, не будет второго тура.
- Рад, что в этом вопросе единодушны. Не могу не спросить о Дмитрии Быкове. Прочитал, что он своим «Поэтом и Гражданином торгует на корпоративах. В частности называлась фамилия Вексельберга. Ваша реакция, если это правда.  Мне кажется, что именно так и обстоит дело. И еще прочитал Ваш короткий блог на «Эхе». «Сила за такими, как Удальцов и Навальный». Меня эта «сила», если не пугает, то сильно настораживает. Навальный –отдельная тема, но отношение к нему резко отрицательное. Но зачем стране очередной Рахметов-Удальцов, возможно мужественный, но достаточно одномерный  человек?
- Быков дико талантлив, его сатира остра, и нет ничего зазорного, если он еще и зарабатывает: "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Навальный и Удальцов - новое поколение в политике. Меня обнадеживает их ясная мне честность и готовность к риску. Сейчас это очень важно. Возможно, им не хватает каких-то качеств, но это дело наживное. В стране десятки и сотни новых ярких политиков, не проявленных, пока возникновение любой неподконтрольной личности воспринимается как угроза главе государства.
Наш разговор начался с политики и закончился политикой.  Наверное,  прав был поэт Яков Полонский:
«Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода».


 

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру