Последней фразой, которую она пропела на публике (уже в больничной палате) была из знаменитой неаполитанской песни «Musica proibita» («Запретная мелодия»). Долгие десятилетия ее голосом жили многие арии и песни о любви. Грандиозная, страстная, темпераментная, доброжелательная и резкая – но всегда блистательно талантливая Елена Васильевна. Это был уникальный певческий и артистический организм, феноменальный профессионализм. И многое оставалось для широкой аудитории «за кадром». В 2009 году я режиссировал представление к ее 70-летнему юбилею в Большом театре – и был свидетелем, как Елена Васильевна на репетиции пропевала практически ВСЕ партии (за мужские и женские голоса), помогая солистам и дирижеру. Она знала все партии наизусть, могла имитировать самые разные модели эмиссии звука.
Образцова обладала колоссальной харизмой. Зал всегда был в восторге от одного ее выхода на сцену. Первые шаги этой эпической дивы вызывали у зрителя огромные эмоции.
Она была открыта для экспериментов. Пела не только меццовые арии, но и сопрановые (например – сложнейшую арию из «Тоски»!!). Лучшая исполнительница романсов Рахманинова – а потому что страстная запредельно – и голос был большой. Да, да – сейчас вокалисты имеют много возможностей для технического развития голоса – но звучания масштаба Образцовой и певцов ее эпохи не могут достигнуть даже в приближении. Кто хочет услышать чудо – пусть послушает запись ее «Кармен» с грандиозным Доминго, в постановке великого Дзеффирелли и за пультом тогда в Вене стоял гениальный Карлос Клайбер. Ее Шарлотта, Сантуцца, графиня из «Пиковой» - это шедевры певческого и артистического мастерства.
Так случилось, что многие определяющие события в моей жизни прямо или косвенно были связаны с Еленой Васильевной, с людьми и ситуациями в ее биографии и около. Я не устаю поражаться сложнейшей и очень красивой драматургии, которую пишет жизнь. Вот уж, где настоящая опера – так это вне публичных спектаклей, ограниченных двумя-тремя часами!
Образцова – навсегда останется великой страницей в книге судеб мировой музыки.