За последние 10 лет, за исключением периода мирового финансового кризиса в 2009 году, экспорт турецких товаров в Россию демонстрирует постоянный рост. Однако ввиду падения цен на нефть и снижения курса рубля по отношению к доллару почти в два раза покупательская способность россиян значительно сократилась. Разумеется, это повлияло и на объемы экспорта турецких товаров в Россию. После инцидента со сбитым самолетом торговые отношения между двумя странами пережили значительный спад. Если в 2014 году турецкий экспорт в Россию сократился на 14,7%, то в 2015 году — на 39,6%.
«В 2017 году мы намерены компенсировать потери во внешней торговле и туристическом секторе»
9 августа 2016 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с Президентом России Владимиром Путиными, и процесс нормализации отношений между двумя государствами получил официальный старт. В связи с этим не только в сфере внешней торговли, но и в других областях сотрудничества России и Турции начали происходить положительные изменения. 2 сентября возобновились регулярные чартерные рейсы, а также один за другим снимаются запреты на ввоз различных турецких товаров в Российскую Федерацию. В 2017 году мы намерены компенсировать потери во внешней торговле и туристическом секторе. Не так давно в ходе визита премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма в Россию вновь обсуждалось создание совместного российско-турецкого инвестиционного фонда, чему мы все очень обрадовались.
В свете данных событий мы предвидим постепенное улучшение состояния турецкого экспорта в предстоящие месяцы. В особенности благодаря тому, что один за другим снимаются запреты на ввоз турецкой сельскохозяйственной продукции в Россию, к концу года мы ожидаем увеличения общего объема экспорта из Турции в Россию до 2 млрд долларов.
Турция придает особое значение развитию отношений с Республикой Татарстан — одним из самых экономически развитых субъектов Российской Федерации. Первое генеральное консульство Турции в России было открыто именно в Казани — столице Татарстана.
На сегодняшний день в городе успешно работают многие турецкие строительные фирмы. Помимо строительного сектора, значительный интерес турецких инвесторов вызывает высокоразвитая сфера производства различного оборудования в Татарстане, экономическая мощь которого основана на производстве нефтепродуктов. Сегодня общий объем турецких инвестиций в регионе достигает 2 млрд долларов. В одном из своих выступлений Президент Татарстана отметил, что региональная экономика получила возможность развития во многом благодаря деятельности турецких инвесторов, а продукция турецких компаний, произведенная в Татарстане, пользуется спросом не только в России и Татарстане, но и за рубежом. Все это говорит о положительной динамике отношений между Турцией и Татарстаном.
Сегодня Турция параллельно с развитием деятельности на уже имеющихся внешних рынках продолжает поиск альтернативных экспортных направлений и работает над укреплением двусторонних отношений.
Мы планируем, что к 2023 году на долю Турции будет приходиться 1,5% мировой торговли, и страна войдет в десятку крупнейших экономик мира.
По последним данным, доля Турции в международной торговле составляет 0,89%, а на рынках Евросоюза — 1,27%. Мы считаем, что для достижения поставленных целей необходимо развивать не только экспорт, но и двустороннюю торговлю и инвестиции.
«Мы внесем свой вклад в здоровый и устойчивый рост турецкой экономики»
Ассамблея экспортеров Турции активно работает над повышением конкурентоспособности турецких товаров на международных рынках и обеспечением условий наиболее полного раскрытия потенциала Турции в качестве экспортера.
В состав Ассамблеи входит 65 тысяч компаний-экспортеров, в которых трудится более 3 млн человек. Сегодня мы активно развиваем сеть «Турецких торговых центров» (ТТМ), функционирующих согласно выставочным схемам, круглосуточно и без выходных, позиционируя Турцию в крупнейших экспортных регионах мира.
В ближайшее время мы планируем открытие первого такого центра в Тегеране, а затем в течение нескольких месяцев подобные центры откроются также в Дубае, Чикаго, Нью-Йорке и Кении.
В рамках «Экспортной стратегии Турции до 2023 года», разработанной Ассамблеей экспортеров Турции и одобренной Высшим советом по планированию, мы определили четыре основных составляющих: НИОКР, инновации, дизайн и брендинг.
Хочу подчеркнуть, что только в том случае, если мы сосредоточим значительные усилия на развитии данных аспектов, Турция сможет выйти на достаточно высокий уровень, чтобы конкурировать с мировыми гигантами, а мы внесем свой вклад в здоровый и устойчивый рост турецкой экономики и, как следствие, развитие экспорта.