По сообщениям «Известий» в январе 2014 года в Государственную думу будет внесен законопроект, предлагающий предусмотреть в законодательстве нормативное определение понятия «нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств». Согласно этому законопроекту освоение государственных средств должностными лицами без запланированного результата станет караться максимальным сроком в семь лет.
Если даже оставить за скобками пикантный вопрос о том, что в настоящее время решается вопрос, от кого именно документ будет вноситься — от депутатов как законодателей или от правительства как исполнителей, решающих таким образом что и как им дальше исполнять, вопросов по этому законопроекту все равно остается много.
Главный вопрос, на который обращают внимание практически все эксперты – это вопрос меры эффективности и ее критического значения. Иначе говоря: «Что такое хорошо, и что такое плохо?».
Хотя в готовящемся документе дается понятие неэффективного использования бюджетных средств как правонарушения, выразившегося в отсутствии достижения результатов, заданных государством, все понимают, что эта формулировка слишком размыта.
Но есть и другой вопрос, на который почему-то специалисты, готовившие законопроект совсем не обратили внимание.
Самые большие злоупотребления чиновников (назовем их так) в государственных масштабах связаны не с неэффективным использованием бюджетных средств, а с неэффективным для государства и эффективным для себя обращением с государственным имуществом. Так было и в период прихватизации лихих 90-х, так происходит и сегодня. Вспомнить хотя бы о имущественных скандалах в Минобороны времен Сердюкова. А в ближайшее время ожидается, что такая же карусель закружится вокруг имущества РАН.
Так вот, чтобы такие как Сердюков с Васильевой не вернулись после амнистии к старому и сегодня невинному, как выясняется, ремеслу раздербанивания госимущества, необходимо формулировку ответственности существенно расширить, введя понятие ответственности за неэффективное использование не только бюджетных средств, но государственного имущества и имущества, созданного с участием бюджетных средств.
Иначе говоря, под ответственность чиновников должно попадать все, что по законодательству связано с понятием «инвестиции»: «капитальные вложения, денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуги и информация».
Без такого уточнения кара чиновников за неэффективность использования государственных ресурсов будет неэффективна. Поняв, что нельзя делать что-то одно (в данном случае неэффективно использовать бюджетные средства), чиновники быстро переключатся на злоупотребление всем остальным.