Два мира, два Михаила

Александр Алтунян
Преподаватель факультета журналистики Международного университета в Москве

             В Россию возвращается политика.

             По этому поводу многие аналитики и просто заинтересованные граждане с тревогой спрашивают, насколько прочно устроены мозги у премьера и насколько устойчив склад его психики.

                На это могу ответить: судя по тому, что он убрал с важного поста Суркова, слишком, как говорят, непредсказуемого, шанс проскочить у нас есть.

Другие, и автор в том числе, полагаются на авось: мол, какое дело просыпающейся стране, в чьих апартаментах она очутилась по девичьей неопытности. Нас поимели. Надо жить дальше.

Одно из явственных свидетельств возвращающейся политики – это оживление политического дискурса. Политики, и прежде всего, Главный из них, стали замечать друг друга. Их тексты и выступления опять наполнились не только скрытой, но и открытой полемикой.

Затертый, приевшийся жанр новогодних поздравлений в этом году переживает возрождение. В прежние годы  голос нашего гаранта-на-галерах одиноко раздавался над родными равнинами, уверяя нас в преимуществах управляемой демократии и стабильности. В этом году мы услышали и другие голоса.

Одним из них стала программа Прохорова, ужатая до новогоднего поздравления. Все в этом послании странно и как-то наивно убого. Но мы так давно не слышали других голосов, кроме тупо официального и жестко оппозиционного, что и такое неказистое обращение Прохорова слушать радостно и интересно!

Уже второй раз власть использует амбициозного миллиардера по полной. Он же, возможно, вполне искренно, пытается нас уверить в своей независимости.

Его обращение хочется разбирать и любовно толковать.

Вот, например, фраза, с помощью которой Прохоров пытался объяснить свой резон ввязываться в президентскую гонку после того, как его кинули на выборах: «Два раза блин комом не бывает».

Дорогие женщины, молодые люди, не обремененные опытом готовки, ответьте дяде!

Русский народ ясно сказал: первый блин комом. Он не сказал «только первый». А если и второй комом? – Да сколько угодно.

Программа Прохорова – это разговор про все хорошее: независимый суд, свободная пресса, честные выборы, лучшее в мире здравоохранение и образование.

На 70% - эту программу вынужден будет выполнять любой, кто придет после Путина. Ну, разве что, за исключением создания лучшего в мире здравоохранения. Это громкое заявление оставим на совести Прохорова. Он человек здоровый, в поликлиники не ходит, в московских больницах, вероятно, давно не бывал. А нам бы просто хорошее.

Еще совсем недавно Прохоров заявлял, что единственной реальной кандидатурой на пост президента является Путин. А сразу после митинга на Болотной  он объявил о своем намерении баллотироваться. За это время ситуация в стране изменилась кардинально. И Прохоров начинает играть в новую игру прямо по ходу дела. Он пытается исправить свой уже сложившийся, довольно-таки ущербный, образ.

К сожалению, он не понимает, по-настоящему не понимает, в каком он незавидном положении. Ему что-то советуют добровольные доброжелатели, вроде того, что надо надеть обычный пиджак, а не кожаную куртку, и улыбаться, и не размахивать руками. А речь должна идти о том, что он абсолютно не понимает ни страну, ни политическую жизнь, ни политическую борьбу.

Само обращение: «Я обращаюсь к вам, потому что хочу прояснить… я (не) чей-то проект» - говорит о проблеме. Прохоров начинает кампанию с попытки оправдания. Это заведомо проигрышный ход.

Интересно, что самые резкие слова: «хватит врать, что у нас не может быть прекрасной медицины и лучшего в мире образования… Я не верю, что нищета и коррупция – наш исторический путь»,-  обращены вовсе не Путину. Путин не был замечен в публичном провозглашении подобных идей. Громит Прохоров не Путина, а известного общественного деятеля, Юрия Афанасьева, и немногих близких Афанасьеву по духу интеллектуалов. А с Путиным Прохоров никак не спорит, ну, вообще никак.

От неловкого самооправдания Прохоров бросается в другую крайность: «Я был бы горд быть проектом Болотной, проектом Сахарова, проектом всех русских людей, для которых личная свобода гораздо важнее личного благополучия. Я почитал бы за честь быть проектом всех вас, всей новой России». 

И тут я уже перехожу на личности, извините.

Михаил, Вы в зеркало давно смотрелись? Вы еще не оправдались в том, что Вы проект Суркова, а уже заявляете претензии быть «проектом всей новой России». Да сегодня в России очередь стоит из людей, имеющих полное право считать себя лидерами «новой России». Людей, которые делом доказали, что для них «личная свобода гораздо важнее личного благополучия». Вы же все эти годы делом доказывали как раз обратное. И вот, почему-то вообразили, что «новая Россия» готова принять куршавельского героя в качестве своего лидера.

Вы одиннадцать лет смотрели, как давят свободную прессу и убивают журналистов. Ваша реакция – проект Сноб, интересный, конечно, но маргинальный во всех смыслах этого слова. (Если кто-то не знает, этот журнал задумывался как дорогое, развлекательно-серьезное издание для образованной и обеспеченной публики, с возможностью эксклюзивной коммуникации с отдельными лидерами бизнеса и шоу-бизнеса.)

Вы одиннадцать лет смотрели, как судебная система превращалась в половую тряпку, которой власть подтирала оставшиеся после нее грязные следы. И молчали. Вы восемь лет смотрели, как давят и убивают Ходорковского, Алексаняна,  ЮКОС. Ваша реакция? – Вы благоразумно вышли из добывающего бизнеса, всегда опасного в России и крайне подверженного конъюнктуре, и… развлекались, как могли.

Вы заявляете, что очень сочувствуете политическим заключенным, но не можете им помочь «сейчас» и обещаете помощь в будущем: «придет время, и я обязательно помогу».

Михаил, Ваша помощь была нужна ВЧЕРА! Но вчера, как раз, Вы занимались «личным благополучием» и милыми проектами, в роде ё-мобиля. Где, кстати, мобиль? Как он себя чувствует после франкфуртского салона и визита в путинскую резиденцию?

Сегодня Ваша возможная помощь Ходорковскому была бы лишь одним из сотен тысяч голосов, но Вы даже этого не рискуете предлагать.

Так почему же Вы решили, что люди, которые, действительно, жертвовали личным благополучием, вдруг примут идею, что Вы – их лидер? Только потому, что Вы – миллиардер и Вам не надо жульничать? Но Путину тоже не надо жульничать и, хочу надеяться, он тоже не бедный человек. Как и нескольким десяткам олигархов, прозябающих в России, Лондоне, Швейцарии, Израиле, на Антибах и других приятных местах. Но не звать же нам обратно Березовского, в самом деле.

Вы призываете нас «поверить в мечту» о лучшем в мире образовании и системе здравоохранения и сообщаете, что сами Вы в нее «уже поверили». Это замечательно, но люди в нашей стране, и вовсе не только «новая Россия», знают, что мечтать о лучшем в мире образовании и о «прекрасной медицине», а тем более "верить в эти мечты" – это блажь досужих прожектеров. Люди же хотят элементарных улучшений.

Михаил, может быть, Вы не слышите, но призыв «поверить в мечту», провозглашаемый миллиардером, звучит как полный идиотизм. Призыв поверить в мечту в политике вообще редко работает. В редких случаях, когда он работал, его произносили люди, которых можно было принять за идеалистов (Франклин Рузвельт, Мартин Лютер Кинг, Обама). Возможно, сегодня люди и захотят послушать, о чем мечтает Ходорковский, Лебедев, но приглашение поверить в «мечты» от героя Куршавеля ? Вы это серьезно?

Возможно, дело объясняется не слепым заимствованием американской риторики, а таким же слепым заимствованием из старых учебников по менеджменту. Мол, надо вдохнуть в работников веру, заставить их поверить в то, что «мы сможем», поверить в «мечту». И тут же система заработает, и все вообще будет в ажуре, а для менеджеров – дополнительные выплаты по итогам года. Я не случайно вспомнил о менеджменте.

Михаил Прохоров предлагает нам себя в качестве именно успешного менеджера: «Я не жулик и не вор, я – менеджер. Я хочу, чтобы в нашей стране, наконец, закончились воровство и бардак. Я не верю, что нищета и коррупция – наш исторический путь. Наш путь совершенно другой. Наша страна – это страна великих людей, великих открытий, великой литературы. Давайте поверим в это, давайте поверим в себя и начнем работать… Я очень хочу работать, хочу работать на вас. Кто же, если не я?». 

Во-первых, отвечаю на главный вопрос: «Кто же, если не я?» - Речь, напомню, идет о работе президента. Так вот, это будет другой, не Вы. Вы, наверное, не самый плохой из олигархов, но, честное слово, Россия заслуживает лучшего. И Вы знаете, кто этот лучший.

После Путина, а может быть и вместо Путина, президентом нашей страны будет Ходорковский или Лебедев.

Во-вторых, тот факт, что Вы не жулик и не вор, во что я искренно хотел бы верить, еще не значит, что Вы достойный кандидат в президенты. Согласитесь, довольно странно строить заявку только на том, что Вы – не уголовник. Все-таки, таких много, если и не среди олигархов, то среди обычных людей. 

В-третьих, м.б., Вы этого не понимаете, но президент страны – не менеджер, Россия – не завод, и не рудник, и не банк, а российские граждане – не наемные работники на этом заводе.

 Управленческие способности президенту, конечно, не помешают, но с нас хватит эффективного менеджмента, вертикального менеджмента. Сегодня хочется вернуться к идее гаранта конституции. Стране нужен не умелый управленец, а честный человек. Не в том смысле «честный», что кошельки у старушек не таскал. Нужен человек, который видел эту страну в последние десять лет не из окна своего офиса, который жил с этой страной, и знает, почем фунт лиха, который не скурвился, не испугался и не предал.

А поработать на нас в ином, не президентском, качестве Вам никто не запрещает. Есть много постов, на которые Вас, вероятно, был бы рад назначить любой премьер-министр.

Есть, например, такая близкая Вам сфера, как система здравоохранения, или та же армия. Еще очень подходящее дело – работа мэра. Москва явно нуждается в хорошем и честном менеджере. Попробуйте, Вам понравится. В чем еще тут плюс: жениться не обязательно. Москвичи даже предпочтут холостого.

Единственно, я бы не советовал Вам заниматься просвещением и наукой. Вас, во всяком случае, с Вашей теперешней подготовкой и идеями, выраженными в Вашей программе, типа «вернуть науку в вузы» просто съедят. Без масла. Хотя идея, в сущности, здравая, правда,  неловко выраженная.

Если же перспектива просто поработать на достаточно рядовой управленческой должности Вас не греет, то Вы еще можете помочь многим людям в нашей стране, больным и здоровым, в качестве филантропа. Протянуть широкополосный интернет во все российские сельские школы. Или вложиться в газификацию небольших деревень, хотя бы в центральной России, а еще лучше – в Сибири и на Дальнем востоке. Да, мало ли дел на этой земле. Работы хватит на всех.

Ну, а если российскому олигарху претит открыто и гласно помогать россиянам в качестве частного лица, он всегда успеет вместе с Уорреном Баффетом вложиться в фонд Билла и Мелинды Гейтс и помогать больным африканцам. А, если уж Гейтс не заинтересуется, тогда можно прикупить еще один баскетбольный клуб в США.

Как говорится, удачи. Все у Вас получится! 

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру