Владелец «Спартака» Леонид Федун поразил на этой неделе футбольную и околофутбольную общественность ультиматумом. Очередным ультиматумом. Очередным - не в том смысле, что ультиматумы и шантаж – это именно его стилистика, а в том, что она стала стилистикой подавляющего большинства деятелей российского футбола.
Только есть одна существенная поправка. Ультиматум чем-то заканчивается. Ультиматум – это всегда два варианта. Потому что это уже крайняя форма постановки вопроса. Либо вы принимаете такие-то условия, либо будет вот так-то. Ну, или как третий вариант – поиск компромисса. В нашем же футбольном климате всё совсем по-другому. У нас есть два параллельных и малопересекающихся турнира: чемпионат клубов и чемпионат заявлений. Каждый из них – сам по себе. Первый ещё становится поводом для второго, но второй никакого влияния на первый не оказывает.
Леонид Федун заявил, что при таком уровне судейства «Спартак» играть в чемпионате отказывается: «Либо будем приглашать независимых судей, либо пусть нам пишут «баранку» — 0:3. Условно, мы отказываемся играть при подобной системе судейства. Этот гнойник надо обрезать».
Я тут уже иронизировал на эту тему в Gazeta.Ru: конечно, гнойник вскрывают, обрезают нечто совсем иное. Но не будем придираться к словам. Владелец красно-белых абсолютно искренен. И точно так же искренне и он, и все остальные понимают: в выходные случится следующий матч «Спартака» с «Анжи» — и конечно же, спартаковцы на него выйдут.
И словечко-то какое вкралось в речь топ-менеджера – «условно». У нас уже были условные наказания клубов, условные дисквалификации, которые при рецидивах в реальные почему-то не превращались. Теперь наш футбольный язык пополнился условными заявлениями, условными ультиматумами.
Причем, случилось это не сейчас, вовсе не с заявления Леонида Арнольдовича, глубоко мною уважаемого. Мы за один только текущий сезон можем вспомнить море подобных заявлений. Тут и заявление одного почётного президента клуба, представляющего одну неспокойную республику (по совместительству – диктора стадиона): заставят нас играть на нейтральном поле – на матч не выйдем. К вечеру, впрочем, сообщили, что подготовка к матчу идёт полным ходом, а нам всё послышалось.
Вспомним заявление господина Митрофанова: накажут «Зенит» - снимемся с чемпионата, переедем в Севастополь. И что-то никто ниоткуда не снялся, никуда не переехал.
Да и создание ОПГ-УКРОП после жёстких высказываний Блаттера и Платини как-то подвисло в воздухе. При этом Митрофанов продолжает работать как ни в чём не бывало.
Можно и прежние годы вспоминать, когда глава попечительского совета бело-голубого клуба после очередного беспредела в грозненском матче, когда играли не столько, сколько добавил арбитр, а как во дворе – до гола, грозно взмахнул виртуальной шашкой, заявив, что пора перестать закрывать глаза на то, что творится, и начать наводить порядок. А наутро шашку взял да опустил, вспомнив, что он не просто болельщик, а ещё помимо всего прочего и политик. Да что уж про отдельные заявления вспоминать. Таких много наберётся. Всех не упомнишь. Чемпионат заявлений заложен уже системно.
Приход нового главы РФС сопровождался немалым количеством заявлений. Но ждать, что хотя бы часть будет реализована, наверное, не стоит. Ведь он пришёл туда, где уже сложилась своя система отношений, принятия решений. Всё находится в хрупком, шатком и неустойчивом, но всё-таки равновесии. Которое – люди-то все живые, не функции – украшается время от времени яркими заявлениями, ультиматумами, попахивающими на шантаж. Но будем спокойны, из разряда заявлений они никуда не перейдут.
Будем наслаждаться дальше. Двумя чемпионатами.