Имени арбитра Евгения Турбина, которого до матча «Волга» - «Зенит» широкая общественность не особо и знала, зазвучало на все лады после указанного матча четвёртого тура чемпионата страны. И можно сказать, рефери просто повезло, что спустя всего-то пару дней все обсуждали уже куда более громкое и знаковое событие – скоропалительное бегство Сулеймана Керимова от своего проекта «Анжи». Все переключились от судейской темы на тему «гибели Анжуйского замка». Но даже по прошествии времени ситуация выглядит просто кричащей.
Напомню суть событий. Рефери назначил штрафной метрах в 30 от ворот «Волги». К мячу подошли Халк и Широков. Арбитр продемонстрировал свисток – жест, означающий, что бить по мячу можно будет только по свистку, то есть после разрешения арбитра. Полузащитник «Волги» Андрей Каряка переспросил, арбитр Евгений Турбин ещё раз продемонстрировал свисток (на телевизионном повторе это хорошо было видно) и отправился проводить традиционный ритуал отодвигания «стенки» на положенное расстояние. В этот момент, не дожидаясь сигнала арбитра, игроки «Зенита» мяч разыграли. Турбин, разумеется, игру прекратил и отправился назад наказать провинившегося жёлтой карточкой. Вот тут-то и вышла маленькая загвоздочка: он не увидел периферийным зрением, кто именно разыграл штрафной. И у Халка, и у Широкова бутсы одинаково жёлтого цвета. Времена, когда все играли в бутсах чёрных, прошли. Теперь у одного – розовые, у другого – голубые и т.д. Мяч ввёл в игру Широков, но жёлтую карточку получил Халк. А так как она оказалась у него уже второй, спустя мгновение «горчичник» превратился уже в красную карточку.
Ошибка? Несомненно. Причём, грубая ошибка арбитра. Учитывая, что пауза в игре сразу же затянулась на четыре-пять минут, Турбин мог ещё и поинтересоваться у помощников, у резервного арбитра. В любом случае, истину можно было бы установить. Ситуация, когда арбитры отменяют свои, уже вынесенные решения – не редкость. Турбин не стал этого делать в силу неведомых нам причин. Видимо, психологи всё-таки учат наших судей (а я лично знаю психологов, работающих с арбитрами) быть жёсткими и противостоять напору и давлению. Давят на него игроки «Зенита» - он взял и психологически закрылся, отключил возможность рефлексировать и все усилия приложил к тому, чтобы отправить нарушителя с поля восвояси. Халк традиционно покидал поле, активно жестикулируя, выкрикивая, что больше не хочет играть в этой стране. Но ещё до ухода с поля он проявил себя отнюдь не лучшим образом – на языке улиц это называется «включить бычку»: пошёл жёстко в сторону арбитра, включив прессинг. На видеоповторе это не очень отчётливо видно: Халк и Турбин оказались в гуще футболистов, но всё-таки можно рассмотреть, как Халк боднул арбитра. Боднул так, что тот аж отскочил испуганно на метр с лишним. Турбин после этого лишь активнее стал отправлять Халка с поля. Правоохранители, которые обычно появляются уже в такой ситуации на поле, тут так и не обозначились. Зря, видно, Нижний Новгород называли Омоновск-Сити (как здесь разбирались с приезжими болельщиками, известно; как здесь удар электрошокером получил Лазович, тоже хорошо помним): стычку быкующего форварда и рефери никто не разнимал.
После этого Турбин откровенно «поплыл», не раз выпуская нить игры из своих рук. В итоге не заметил откровенный офсайд на 80-й минуте, в результате чего «Зенит» забил решающий гол, а тремя минутами ранее отменил гол в ворота Лодыгина. Видимо, всю игру сидело в Турбине, просто свербило: «Что же я наделал-то? Что же я натворил-то? Как я против газпромовской команды пошёл?»
Я далёк от мысли, что «Газпром» покупает всё и оказывает давление на всех. Я лишь шуткой могу считать появившиеся разговоры о том, что «Газпром» как спонсор Лиги чемпионов УЕФА договорился с Джанни Инфантино, проводившим жеребьёвку раунда плей-офф главного клубного турнира Европы, и нагрел (или охладил) шары для двух «своих» команд: «Зенит» и «Шальке-04» получили соперников, значительно слабее прочих. Правда, именно у «Зенита» и его соперника шары и в самом деле открывались значительно труднее, чем у остальных.
«Газпрому» давить на иных и не нужно. Такие, как Турбин, уже на всякий случай сами по себе боятся.
Для меня (да и не для меня одного) было совершенно, что на заседании Контрольно-дисциплинарного комитета РФС будет принято простое решение: красную карточку Халку отменить (всё-таки она дана ему абсолютно незаслуженно!), но тут же вынести дисквалификацию за бодание с арбитром. И если Хиддинк двумя неделями ранее просто толкнул арбитра, за что получил шесть матчей дисквалификации, то уж за бодание шесть матчей будет точно. Больше шести нельзя – это максимальная норма, прописанная в регламенте!
И надо ж такому случиться, что у Халка красная, как и следовало ожидать, была отменена и… И – больше ничего! Мотивация просто превосходная: арбитр не отразил факта агрессивного поведения нападающего в послематчевом протоколе а значит, и обсуждать тут нечего! И не важно, что миллионы зрителей, миллионы болельщиков видели всё на экранах своими глазами.
- Я не могу не доверять своему подчинённому, - чеканно произнёс куратор судейского корпуса Роберто Розетти. – Раз он говорит, что ничего не было, значит – не было.
До такого абсурда (когда вся страна может многократно посмотреть ситуацию на повторе, где Халк «быкует», но сверху нам говорят, что ничего не было) мы ещё ни разу не доходили.