С уважением отношусь к Манскому. Он, безусловно, один из лучших режиссеров-документалистов России. Делает проникновенные фильмы во всех смыслах этого слова. Больше всего люблю его «Высоцкого». Того самого, за которого обиделась семья, запретив его песни за кадром. Последние полгода жизни поэта. Некоторые ёрничают: «Смерть наркомана». Но там такая боль, такая сопричастность…
Только есть один момент. Почти в самом конце интервью с Оксаной Афанасьевой, последней любовью. Сделано скрытой камерой. То есть сама Оксана не хотела, чтобы это вышло. Но вышло. Помню, меня тогда это никак не тронуло, ведь главное — Любовь, ее там бесконечно много.
Но есть еще у Манского фильм «Девственность». Девушка, одна из трех героинь, хочет эту свою девственность продать. …Она в машине у Манского. Он везёт ее туда, где это должно случиться. К тому самому человеку. И вот здесь… Ну скажи, поговори с ней. Может, еще не поздно. Объясни, хотя бы попробуй. Ты же такой нравственный, такой опытный, а она…
Но нет… Если бы Виталий ее разубедил, фильм бы не получился. То есть не вышел. То есть режиссер не получил бы своей славы. Не сделал высокоморальных выводов. Не научил нас жизни.
Поэтому Манский даже не пытается. Довёз девушку до места назначения и был таков. А потом весь в белом выходит и что-то говорит о нравственности. Молодец!
И вот я смотрю фильм «В лучах солнца» про Северную Корею. Спасибо Виталию за приглашение. Но… Он опять всех обманул, спровоцировал. Он великий художественный провокатор. Показал нам Корею такой, какая она есть на самом деле.
Хотя… Если бы режиссером был я, я бы так же мог сделать фильм про Америку, про Россию, про Францию. Эскалатор в метро, серая масса людей. Точно так же можно снять и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Париже… Или… Корейский режиссер объясняет: надо сделать так и так, подойти сюда, сказать это. Но опять же, снимите корпоратив где-нибудь в Штатах и сделайте вывод: боже, какая ужасная страна роботов, хором поющая бездумные дифирамбы собственной фирме! Игра в подстановку, схема-сценарий с ответом в конце учебника?
Но когда Виталий стал рассказывать о северных корейцах, стало ясно, что снял он правду. Только чего стоит такая правда. Михаил Швыдкой сомневался: а что с девочкой, главной героиней? С девочкой всё в порядке, — отвечает Манский. А с ее родителями что? А со спецслужбистами? Вот тут уж Манский непреклонен: они сами виноваты, создали бесчеловечный режим.
Теперь «В лучах солнца» идет в 150 кинотеатрах Южной Кореи. Его смотрят во всем мире. Может быть, он даже получит «Оскар». Сам Манский в порядке, он снял чудесное кино, показал империю зла. В назидание потомкам.
Не знаю, остались ли в живых родители. Людей из охраны, скорее всего, и нет больше. Северная Корея не любит сентиментальничать. Помню тренера их футбольной сборной на чемпионате мира в длинном черном пальто. Все три матча в группе они проиграли. На тренера было больно смотреть. Потом говорили, что его отправили куда-то в лагерь на лесозаготовки. Наверное, ему повезло.
Вечный вопрос: есть ли у искусства та грань, которую нельзя переходить? Наверное, нет, потому что эта грань только в тебе самом. Только я не понимаю, как Виталий живет с мыслями о тех людях, которых, возможно, больше нет. И как же тогда пресловутая слеза ребенка?
Да, не стоит заниматься абстрактным гуманизмом. Жизнь всё равно сложнее и интереснее. Но всё же я не понимаю этих демиургов. А Манский демиург, безусловно. И все эти президенты… Как живет Билл Клинтон, зная, что по его приказу в Белграде погибали ни в чем неповинные люди? Насквозь религиозный Буш, загубивший столько людей в Ираке? Борис Ельцин — ему не снились мальчики кровавые в глазах? Или наш Владимир Владимирович? Нет, геополитика — веский аргумент. Но если бы мы не вошли в эту Сирию, а хотя бы просто дали бы убежище Ассаду и его семье, может, это было бы достаточно? Ведь тогда не погибли бы две наши медсестрички. Хотя бы они…
Но Манский и президенты живут, не тужат. Как я им завидую.
Что б я так жил!