Совсем скоро исполнится ровно два месяца, как учебные заведения региона перешли на дистанционное обучение. Все карикатуры и мемы, сравнивающие технологический прогресс и отсутствие развития в классном формате образования, тут же оказались несостоятельны.
Во-первых, процесс образования включает в себя обучение и воспитание. И если обучение еще как-то удалось организовать с помощью специализированных интернет-платформ, мессенджеров, социальных сетей или электронной почты, то воспитательную работу не так то просто перевести на интернет-рельсы. Вся тяжесть легла на плечи родителей.
Во-вторых, у некоторых учащихся, особенно проживающих в сельской местности, нет доступного интернета. Компьютер, скажем честно, тоже есть не в каждой семье. Если же компьютер есть, а детей в семье несколько, или вся семья проживает в однокомнатной квартире, то такое обучение нормальным тоже не назовешь.
В-третьих, вызывает опасение тот факт, что дети за этот период расслабятся и просто разучатся учиться, ведь контроль освоения материала минимален. И вряд ли кто-то будет спорить, что уровень знаний, полученных дистанционным путем, гораздо ниже уровня знаний, освоенных в очном формате с преподавателем, когда можно сразу задать вопрос, подойти к учителю на перемене или остаться после уроков.
К тому же освоение школьных знаний в классе предъявляет требования к ученику, а значит – учит дисциплине, ответственности, усидчивости для решения поставленной задачи. То есть всему тому, что необходимо для плодотворной работы взрослому человеку.
В-четвертых, не будем забывать о дополнительном образовании детей. Досуговые кружки, спортивные секции, культурные мероприятия – все оказались под запретом. Книжек современные дети не читают, а значит остается только компьютер. В любом случае, для здоровья это вряд ли полезно. За появление в парках культуры и отдыха назначается штраф, вот и вынуждены дети весь день сидеть дома в четырех стенах. От такого домашнего ареста и взрослый на стену полезет.
В-пятых, многим родителям пришлось вспомнить о своих конституционных обязанностях по воспитанию детей. Но судя по тому, как стайки детей и подростков смело разгуливают по улицам без средств индивидуальной защиты и без соблюдения социальной дистанции, вспомнили об этом далеко не все родители. Хотя как контролировать ребенка, если взрослые вынуждены работать и проводить свой день вне пределов квартиры? Ответ – никак.
В-шестых, преподавателям приходится делать вдвое больше бумажно-электронной работы, что сказывается на уровне подачи учебного материала. Не все преподаватели технически подкованы для проведения дистанционного обучения во всем его разнообразии. Зачастую интернет-уроки превращаются в скучные лекции по скайпу или зуму. И это понятно, ведь времени на переход на дистанционное обучение не было, все совершилось одномоментно. Из-за коронавируса уже отменен ОГЭ в девятых классах, процедура сдачи ЕГЭ пока находится в неопределенном состоянии, неизвестно как будет организована защита выпускных работ в колледжах и вузах.
Найдется немало защитников дистанционного формата обучения, но инфантильность молодежи сведет на нет все преимущества и плюсы этого формата. Если ребенок не испытывает желания учиться, он не будет учиться самостоятельно. Но сама
образовательная среда, в которой он оказывается, будь то школа, колледж или вуз, может минимизировать риск его необразованности. Все-таки сила общественного воздействия имеет место, а социальная среда оказывает влияние на человека и формирует его личность.
Впрочем, наше образование вскоре ждут серьезные изменения. Недавно Роспотребнадзор опубликовал рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. От них у любого человека, знакомого с устройством учебного заведения, волосы на голове встают дыбом.
Цель этих требований понятна – уменьшить контакты обучающихся друг с другом, дабы предотвратить угрозу распространения коронавируса. Но вот мероприятия, которые предлагается осуществить, вызывают вопросы в современных условиях нехватки учителей, помещений и технических возможностей образовательных заведений.
Каждый класс должен учиться по своему расписанию, начало учебных занятий и перемен для каждого класса будут разными, количество обучающихся в классе должно быть сокращено, обучающиеся будут заниматься весь день в одном классе, большая перемена отменена, запрещено проведение всех массовых мероприятий. Достижимо ли это для образовательных учреждений – большой вопрос. Будем надеяться, что эпидемиологическая угроза исчезнет, ученые найдут вакцину, и все школьники и студенты вновь вернутся к занятиям в привычном формате старых добрых уроков.
Ситуация с коронавирусом наглядно показала, что отказываться от традиционных форм обучения еще рано. Необходимо учитывать социализирующий фактор школы, колледжа или вуза, где дети учатся не только новым знаниям, но и умению взаимодействовать с другими людьми, общаться со сверстниками, заводить друзей, влюбляться. Как бы патетично это не звучало, но если мы лишим детей школы, мы лишим их человечности.