Почему Россия никак не может победить бюрократию и что с этим делать
Скажу сразу: подвижки в этой неравной борьбе есть, и самым большим достижением, пожалуй, можно считать сеть МФЦ. Не без огрехов, но задумка работает, и многие люди уже сказали за нее спасибо. Уверен, скажут еще не раз. И все равно наша страна никак не может выбраться из плена бюрократии – все эти бесчисленные справки и уведомления никуда не делись. А поход в нужное ведомство по-прежнему зачастую превращается в экспедицию в ад.
Я прекрасно помню тот случай, когда мне однажды нужно было подать декларацию в налоговую инспекцию. Приятный кондиционируемый холл, терминал электронной очереди – удобно, ничего не скажешь. Взял талон и спокойно ожидаешь. Вот только мне в тот раз не очень повезло – сотрудница, в чье окошко я обратился, с надменным видом указала мне, что категорию услуги я выбрал некорректно, и демонстративно опустила пластиковый барьер. Пришлось стоять в очереди еще раз, теперь уже с «правильным» талоном. И таких ситуаций бывало много, причем не только у меня, но и у знакомых, друзей, а также коллег.
Проблема объясняется просто: журналисты, учителя, врачи или, скажем, домохозяйки и пенсионеры довольно редко бывают по совместительству юристами. Обычный посетитель не обязан разбираться в хитросплетениях отечественной бюрократии, от него нельзя требовать неукоснительного знания разницы в видах, типах и подтипах справок и форм. Чиновникам в учреждениях платят за эти знания – да, это утверждение банально, но оно от этого не перестает быть верным. Не должна та же многодетная мать цитировать норму закона, на который она ссылается, когда хочет получить преференции от государства. А работник пенсионного фонда не должен надменно смотреть на бабушку, которая тщетно пытается сформулировать свой вопрос, который он, этот работник, прекрасно понимает с полуслова. Потому что работает в этой сфере и, повторюсь, получает за это награду в виде пополнения баланса в день зарплаты.
Основная беда нашего документооборота проста и горька – от обывателей непонятно с чего требуют разбираться в законах и нормах, на раз выделяя нужные критерии, хотя это забота принимающей стороны. То есть тех самых чиновников. На деле же по-другому: не смог объяснить, почему тебе положены еще 200 рублей пенсии – разворачивайся и иди учить матчасть, и только потом возвращайся. Сейчас я, конечно же, несколько утрирую, но ситуации в госучреждениях порой действительно доходят до абсурда. Ведь не просто так рядом с терминалами электронной очереди стали дежурить консультанты, готовые ответить на вопросы, потому что формулировки в этих самых терминалах порой такие, что сам черт ногу сломит. И мозг заодно.
И, конечно, увы – никуда не делась любовь отечественных бюрократов к бумажкам. Вот еще один случай, с которым я лично столкнулся, когда имел отношение к электронным торгам. Как я был тогда наивен, благоговейно рассчитывая, что слово «электронный» избавит меня от бумажной волокиты! Ирония же судьбы заключалась в том, что подать заявку на торги в интернете можно было… распечатав и отсканировав бумажные документы в количестве тридцати штук. Сумма же тендера едва ли переваливала за сто тысяч рублей, а «макулатуры» нужно было приготовить словно бы для получения в аренду атомного подводного крейсера с действующим вооружением.
Каждый, кто хоть раз сталкивался с куплей-продажей недвижимости или обзаводился автомобилем, знает, какой адовый пакет документов обычно для этого требуется. Да и в повседневной жизни – давайте вспомним, что от нас периодически требуют в разных конторах. Паспорт внутренний и заграничный, пластиковый СНИЛС, бумажное свидетельство ИНН в формате альбомного листа, опять же бумажный страховой полис…
Разумеется, сервис «Госуслуги» и растущая сеть МФЦ значительно упростили жизнь обывателя в столкновении с миром документации. Но до окончательной победы над гидрой отечественной бюрократии нам еще весьма далеко. Лично для меня она состоится, когда даже для самых необходимых документов мне не будет требоваться коробка. И когда в случае необходимости я не буду судорожно эту коробку перерывать вверх дном, чтобы найти в ворохе макулатуры требуемый документ. Добавьте сюда еще и то, что по роду своей литературной деятельности мне частенько приходится подписывать договоры, акты и приложения. Причем в двух, а то и порой в трех экземплярах, сканировать их, отсылать электронные копии в издательства… чтобы потом послать вслед оригиналы обычной почтой.
Настоящая цифровизация экономики, о которой сейчас все говорят и на которую сделаны большие ставки, должна максимально упростить документооборот. Надо только довести ее до ума, сократить число отдельных документов и справок до минимума, желательно полностью перевести их в «электронку».
И, конечно же, в первую очередь нужно решить ту проблему, о которой я уже говорил выше: чтобы при переписке в каком-нибудь будущем навороченном сервисе электронный секретарь не попросил нас заполнить и прислать очередную чудовищную «форму 542369871-бис».
А пока стихотворение Лебедева-Кумача про «бумажки» и «букашек», написанное более восьмидесяти лет назад, по-прежнему остается донельзя актуальным.