Счастье человека заключается в умении находиться в гармонии с собой и окружающим миром.
Как это достигается, чисто теоретически известно всем. Хорошо гармонируют между собой определенные цвета, чувства, поступки и явления. Скажем, фиолетовый цвет прекрасно сочетается с зеленым и каштановым, но диссонирует с синим или бордо, любовь красиво смотрится в антураже искренности и преданности, но находится в абсолютной дисгармонии со свободой или разлукой. Обвинение или, наоборот, защита человека хороша в сопровождении аргументов и веры в них — и не имеет (ну во всяком случае, не должна иметь) ничего общего с голыми эмоциями. Революции блестяще выглядят в сочетании с яркими образами вождей — и вызывают отвращение под соусом обогащения единиц за счет разрухи и обнищания тысяч. И так далее.
Если гармонии нет, все идет наперекосяк, имеет отталкивающий вид, не производит должного эффекта, отдаляет заветную цель, то есть является атрибутом несчастья.
Но иногда случается так, что дисгармония настолько потрясающе привлекательна, что просто глаз не оторвать. Умение привлекать абсолютной дисгармонией называется эпатажем. Если человек надевает белый блузон в оранжевых кругах к ярким пестрым брюкам в сине-черных тонах, отрекается от любимой (или любимого), называет человечество тупиковой ветвью развития природы и уходит жить в стадо обезьян, это еще просто вызов. Если же все перечисленное доведено до еще большего абсурда, мы имеем дело с эпатажем.
Что в эпатаже главное? Он не может быть разовым. Разовый эпатаж несет погибель его приверженцу. Раз вступив на путь эпатажа, необходимо следовать ему всегда. Но при том следует помнить: быть счастливым, оставаясь эпатажным, невозможно, ведь эпатаж — отсутствие гармонии. Но зато от него можно ловить острый, краткий, и оттого еще более восхитительный, ни с чем не сравнимый кайф.
Если вспомнить человека, прожившего жизнь в гармонии с собой (пусть относительной) и с миром, первая, кто приходит на ум, — мать Тереза. Здесь, понятно, без комментариев. Яркий образчик эпатажа — леди Гага. Вряд ли ее можно назвать счастливой женщиной в классическом смысле этого слова, но то, что она смакует жизнь, как ложку меда, перебивая вкус острым перцем, сомневаться не приходится. А вот самый яркий пример человека, распявшего себя между попыткой жить в гармонии и броска на амбразуру эпатажа — Моника Левински. Продолжай она с наслаждением, но подпольно предаваться своим эмоциям, цедить их, как драгоценное вино, ей бы удалось достигнуть гармонии в душе, когда со временем улеглась бы мягкой волной любовной драпировки ее страсть в музее памяти жизни. Доведи она моральный импичмент президенту до высшей точки кипения, выпустив, скажем, в продажу парное нижнее белье «Моника и Клинтон», быть может, достигла бы модного ныне положения в обществе, называемого «светская львица» (это когда человек ничего собой не представляет, но эпатажен, и оттого при деньгах, знакомствах, востребован в тусовках и достаточно привлекателен как обложка глянцевых и не очень изданий для домохозяек). Но Моника не сделала последний шаг, испугалась, затормозила на полпути и оказалась зверски распята между гармонией и эпатажем, упокоив тем самым навсегда репутацию и проиграв в итоге свою единственную жизнь.
Вывод: размышляя о том, как жить (и с кем тоже :)) точно оценивайте и потребности свои, и личные возможности. Счастье не совместимо с эпатажем, но и не имеет такого острого вкуса, как он. Наверное, оттого люди так часто и пропускают счастье мимо, они его просто не узнают, ожидая от этого состояния совсем иного, куда более сильного эмоционального драйва.
Ну а отпуск мой, между тем, подходит к концу, как все на свете, что имеет свое начало. В скором времени меня ждет весьма насыщенный концертный тур по Сибири и Дальнему Востоку. Не могу сказать, что я успел исстрадаться на отдыхе от скуки и сильно затосковал по работе, но то, что гастроли будут именно в том регионе, радует. Я всегда выступаю в тех местах с великим удовольствием. Там, правда, меня караулят неприятности короткого светового дня, зато зритель в тех краях тонкий, эмоциональный, отзывчивый — проще говоря, любящий. Встреча с ним — всегда радость и удовольствие, и, надеюсь, что взаимные.