ЧТО НАС ЖДЕТ?
Акции оппозиционно настроенных граждан запомнились невиданно большим количеством различных лозунгов, плакатов и поделок. Созданных участниками без помощи профессиональных дизайнеров. Исходя из собственных представлений о визуальных формах и стилях. Многие издания и веб-сайты открыли специальные страницы для сбора и публикаций произведений современного народного творчества.
Какие выводы можно сделать, глядя на массовую художественную истерию?
Первый. Достали. Достали настолько, что народ сломал свои стереотипы в той части, что выходить на улицу с плачем и жалобами неприлично, а еще и плакаты для этого рисовать, тем более.
Второй. Пропал страх.
Третий. Власть стала посмешищем. Это самое печальное последствие двенадцати лет правления Владимира Путина. Для всех, надо признать. По большому счету.
Обогатилось ли новыми приемами в связи с проведенными акциями уличное искусство? Вопрос сложный. Но то, что художественная среда отреагирует и будет реагировать на общественно-конфликтные ситуации, начиная со стихийных народных волнений на Манежной площади 11 декабря 2010 года, можно было не сомневаться. Творческие натуры злопамятны. В хорошем смысле.
Новогодний фейерверк в виде поджога автозака на территории полицейского участка, осуществленный арт-группой Война в самом конце 2011 года в Санкт-Петербурге и панк-молебен девичьего коллектива Pussy Riot на солеях Храма Христа Спасителя в феврале 2012 года в Москве - свидетельства того, что арт-активизм стал обыденной нормой сегодняшней российской жизни. Фантастическая креативность участников протестных действий этот тезис подтверждает
Что нас ждет в связи с проявлениями творческой разнузданности? Отечественная история дает ответы на такой вопрос.
Налицо повторение предреволюционной ситуации 1906-1917 годов. Эпатажные выставки и эскапады (перформансы, по-нашему) неизвестных тогдашнему обществу лиц типа Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Владимира Маяковского, пафосного Максима Горького, вызывали неприязнь, в лучшем случае, а если быть более точным, ненависть со стороны не только власти, но и подавляющей части российской публики. Ровно как сейчас. Так же в то время резко выступала церковь против оскорбляющего чувства верующих искусства. При царской поддержке, как все тогда догадывались. Именно по этой причине с выставки "Ослиный хвост" в 1911 году была удалена четырехчастная работа Гончаровой под названием "Евангелисты".
Чем закончилось то смутное время знают все. При внешне благообразном, но слабом по-сущности и потому нелюбимом царе, революционной пертурбацией власти в пользу красной диктатуры, наиболее ярким представителем которой стал Иосиф Сталин.
С учетом изложенных выше обстоятельств можно в ближайшем будущем и нам с вами, несчастным, ожидать аналогичного развития событий. Кто будет народоводителем? Искусство на такие вопросы ответы не дает. Можно быть уверенным только в одном, что он уже есть. Где-то рядом с нами. Пока серый и незаметный, но готовый.
П.Войс, 25 марта 2012 года