Евгения Чирикова выступила инициатором всероссийской акции - «составление и публикация «черных списков» коррупционеров».
Акция – неудачный симбиоз инициатив Навального (поиск жуликов и воров в с помощью интернета) и действий властей США (список российских чиновников, которым запрещен въезд в страну). Более того, затея госпожи Чириковой не только популистская (выборы, выборы), но и во многом просто провокационная.
История советского государства – история «черных списков», которые чаще всего оказывались «расстрельными». Сначала были списки контрреволюционных элементов – интеллигенция, духовенство, офицеры. Потом списки кулаков, «врагов народа» и так далее по списку.
Поэтому чириковские «черные списки» коррупционеров – это хорошо забытое старое. Казалось, что «хорошо забытое». Оказывается, нет. У нас просто тяга к спискам на генетическом уровне.
В чем вижу провокационность и вредность подобных списков. Синоним словосочетанию «черные списки» - короткое и емкое слово «донос». Донос во все времена провоцировал в доносчике самые низменные человеческие качества – зависть, жадность, мстительность.
Фактически это же провоцирует в людях и Евгения Чирикова.
«К составлению «черных списков» приглашаются все желающие. С целью информирования населения предполагается публикация этих списков на общедоступных площадках в сети Интернет, оглашение их на публичных акциях».
Нет сомнений, что главной площадкой для списков станет Интернет. Практика последних лет показывает, что формат Интернета – анонимность. Не сомневаюсь, что на чириковский призыв откликнутся тысячи и тысячи анонимов. Появятся в сети имена коррупционеров с их коррупционными деяниями («ушатами помоев»). Это и есть формат старинного доноса с поправкой на современные технологии.
В таких списках был бы хоть какой-то смысл, если бы под фамилией коррупционера стояла фамилия того, кто считает чиновника жуликом. Это означает простую вещь – быть готовым нести ответственность за свои слова. Много ли найдется таких не анонимных борцов с режимом?
Кто будет отвечать, если выяснится, что чиновника оболгали? Далеко ходить не надо. Буквально на днях Виктор Шендерович написал: «Я прошу прощения у Сергея Собянина и его жены, Ирины Собяниной».
Это ошибся человек достаточно осведомленный, а осведомленность большинства интернет-анонимов на уровне «одна бабка сказала».
Разоблачать коррупционеров надо. Но это чрезвычайно титанический труд. Человек, занимающийся этим должен забросить все другие занятия и заниматься только этой работой. Работа, надо сказать, не только неблагодарная, но и опасная.
А бросаться гневными филиппиками типа – « дать обществу возможность осознать нелигитимность нынешней власти и сформировать к ней отношение как к оккупационной власти преступного сообщества» - ни труда, ни отваги не надо. Пустозвонство – оно и в Африке пустозвонство.