У нас каждый обыватель знает, как надо учить детей. Президент России не исключение. Общаясь с финалистами конкурса «Учитель года-2012», Владимир Путин высказал мнение, что в крупных образовательных учреждениях у педагогов есть больше возможностей проявить себя, а у учеников — больше шансов получить качественное образование. Интересно было бы познакомиться с данными, на основании которых президент сделал такой вывод.
Если бы это было бы просто частное мнение, то можно наплевать и забыть. Но мнение президента — приказ для чиновников, готовых уже взять «под козырек». В московском Департаменте образования действительно считают, что укрупнение школ позволит улучшить качество знаний. Утверждение, на мой взгляд, не только спорное, но и вредное. Нет, с точки зрения финансов (больше учеников — больше денег у школы) и ЕГЭ как показателя качества знаний все верно. Но образование — это не только знания. Важно не загубить личность ребенка, сохранить его нравственное и физическое здоровье. В школе-монстре так сделать проблематично.
Школу, как и семью, можно унифицировать только по внешним признакам. Внутренняя жизнь уникальна (или должна быть уникальна). Эта уникальность связана с набором личностей учителей, детей и родителей.
Я допускаю, что крупные образовательные центры могут быть вполне успешными. Например, школа Евгения Ямбурга. Но сколько у нас Ямбургов в России? Два, три, десять. А крупных образовательных центров собираются понаделать сотни и тысячи. В результате получим комбинаты по производству болванчиков с «егэшными» знаниями.
Когда меня спрашивают родители, в какую школу лучше отдать ребенка в первый класс, я отвечаю: «В Луцынскую, и только Луцынскую». Для меня это образовательное учреждение в какой—то мере идеальная модель начальной, да и не только начальной школы.
Луцынская сельская малокомплектная школа под Звенигородом — архаичный островок в океане школ-монстров с тяжелыми бетонными стенами. Школе и школьному зданию уже более 130 лет (она была открыта в 1875 году). Простенький, незамысловатый одноэтажный домик с незначительными приметами нашего времени — облицовка стен да железная дверь со звонком. Но школа органично смотрится в этом удивительном уголке Подмосковья: с одной стороны — Москва-река, чуть поодаль — храм.
Внутришкольные помещения также незатейливы. Небольшой коридор-раздевалка с печкой, три смежные комнаты-классы с минимумом техники. Сегодня в школе тридцать человек. В каждом классе —
И, пожалуй, главное в этой школе — почти семейные взаимоотношения. Например, школьные завтраки. В Луцынской завтракают, как дома. Заваривают чай, который дети наливают в свои домашние чашки, и пьют вприкуску с сушками и конфетами. Дети просто и незатейливо счастливы. Не случайно, что те родители-москвичи, которые осели в этом районе Подмосковья, стремятся отдать своих чад в эту школу.
Но я понимаю и президента, который должен думать о финансах. На той же встрече с учителями он заявил, что малокомплектные школы обходятся дороже и не предоставляют необходимого качества образования. По второму тезису про качество образования можно поспорить. А по первому скажу следующее: образование и не должно быть дешевым. Иначе это дрянь, а не образование.