История подростков из Псковской области, которые после ссоры с родителями забаррикадировались в доме, обстреляли полицейских и покончили с собой, получила много эмоциональных и сверх эмоциональных оценок.
Мне же хочется дать оценку событий с профессиональной позиции. Оставлю за скобками поиск ответа на вопросы: что спровоцировало школьников, кто и чем им угрожал, что они вообще решили забаррикадироваться?
Начнем анализ с ситуации, когда эта история стала уже случившимся фактом. С профессиональной точки зрения не было осуществлено главное – организован нормальный переговорный процесс. Поскольку попытки что-то выкрикивать через забор по громкоговорителю таковым признать я не могу.
В этом смысле трагедия напоминает недавний случай в Отрадном, где школьник Сережа Гордеев убив учителя, следом начал стрелять в зачем-то ворвавшихся в класс полицейских. В результате, убил одного полицейского, а еще одного тяжело ранил. Это тоже следствие отсутствия организации переговорного процесса.
Хорошо известно, что любые конфликты, как между людьми, так и между целыми государствами лучше решать переговорами. Не случайно не только в МИДе, но и в спецназе уделяют огромное внимание искусству ведения переговоров. Что мог дать переговорный процесс с забаррикадировавшимися школьниками в поселке Струги Красные?
Сценарий первый. Переговорщики убеждают школьников отказаться от агрессивного поведения. Такие переговоры могут длиться как несколько часов, так и несколько дней. В результате, физически истощенные забаррикадировавшиеся лица, в конечном итоге сдаются сами.
Сценарий второй. Переговорщики отвлекают внимание забаррикадировавшихся школьников. В это время вторая группа незаметно проникает в дом и обезоруживает затворников. Пятнадцатилетние школьники совершенно очевидно не были профессиональными карбонариями, чтобы в обычном частном доме с множеством окон, чердаком и т.д. к ним невозможно было подступиться.
Сценарий третий. В условиях дефицита времени, вошедший в дом профессиональный переговорщик без труда мог парой приемов рукопашного боя обезоружить школьников.
Можно назвать и другие варианты развития событий с использованием переговорных процессов. В целом очень хочется, чтобы в подобных ситуациях, нештатных, неожиданных, прислушивались к мнению профессионалов, и пользовались их услугами. У нас же есть специалисты, обученные разрешать подобные ситуации. Все же надо помнить, что самое дорогое, что есть у человека – жизнь. Тем более, что у школьников вся она была впереди…