Этот текст мне предложил написать совместно мой студент - талантливый и неравнодушный новосибирский паренек Антон Барбашин. Нас с ним разделяют полпоколения, но очевидно - что мы одной "политической крови": мы хотим жить в честной и правовой стране.
4 декабря 2011 года случилось знаменательное событие, которое может в корне поменять ход наступившего десятилетия. Партия власти, долгое время занимавшая лидирующее место, впервые потерпела поражение. Конечно, «Единая Россия» набрала большинство голосов, а именно 49.3%, но в абсолютных цифрах ее поддерживает меньшинство, и жителей, и избирателей.
Однако никто этого, кажется, не замечает и тем более не радуется.
Москва и Петербург быстро осваиваются в непривычной роли лидеров общественного протеста, день за днем напоминая о масштабных фальсификациях и бездействии ЦИКа. О нарушениях, вбросах, «каруселях», массовом голосовании по открепительным удостоверениям надо говорить, напоминать без остановки – прежде всего для того, чтобы докричаться не столько до власти, сколько до равнодушных сограждан. Чем больше будет недовольных, именно недовольных, а не просто несогласных, тем труднее будет властям проигнорировать протесты. Но необходимо помнить и о другом – как бы того ни хотелось, перемены не будут молниеносными. Да и простые перевыборы обществу не нужны. Что изменится от того, что власть проведет повторное голосование и останется с реальными 35 процентами голосов? А отправить на вечную пенсию В.Путина одними протестами невозможно. Ведь обществу нужны новые правила игры, новая реальность, где появятся новые партии, где будет политическая конкуренция, где оппозиционеры – и системные, и внесистемные, смогут побороться за голоса.
Мы стоим на пороге непредсказуемых событий. Под абсолютно верными лозунгами недовольные обязаны удержать события в русле законности и права. А это – первый настоящий вызов для гражданского общества. А рисков по крайней мере три:
1. 10 и 11 декабря по всей стране выходят тысячи протестующих против фальсификации выборов, с целью провести мирный протест, направленный на отстаивание своих конституционных прав. В мирный протест могут вмешаться радикалы и провокаторы, которые с лозунгами «Смерть Путину» и «Долой режим» могут спровоцировать полицию на вмешательство, массовые задержания, давку с последующими мерами по жесткому пресечению «попыток государственного переворота». Итог окажется плачевен: будет потеряно все, что выиграли на выборах. Мало того, можем потерять еще больше.
2. Сценарий два начинается так же, но вместо радикальных оппозиционеров к мирным протестующим присоединяются ультраправые с недопустимыми лозунгами «Россия для русских» и теми же призывами к насилию, будь то по отношению к власти или к конкретным этническим группам. Мы уже такое видели, 11 декабря 2010 года, ровно год назад! Итог окажется тот же – подавление беспорядков и вдобавок к общей возмущенности муссирование этнического вопроса с новой силой.
3. Третий вариант, в который поверить не просто сложно, а архисложно, регулярно появляется в последние дни в блогах и статьях российских американофобов. Он состоит в том, что в Москве, Петербурге или в любом другом городе страны на центральной площади во время абсолютно мирного протеста появляется «американский снайпер» или подкупленный активист «пятой колонны». Кстати, в регионах «намек» поняли, как водится, раньше, чем в Москве о нем успели подумать – и вот, начальник одного областного УВД уже поспешил запугать людей «совершенно точно подтвержденными терактами», которые готовятся в эти дни. Ну о продолжении не хочется даже писать.
Так или иначе, ни один из вариантов не приведет к отмене итогов голосования и назначения новых выборов. Разве что третий сценарий, но там речь пойдет совсем не о новых выборах. Однако протесты могут и должны привести к другому – неустанному, непрерывному давлению на власть в виде участия граждан в разборе каждого конкретного эпизода фальсификаций на выборах, как в Москве, так и в регионах. Откреститься от всех эпизодов власть попросту не сможет. Чем больше будет таких дел, чем больше людей объединятся на основе правового вмешательства, тем эффективнее и опаснее недовольные будут выглядеть в глазах власти.
Демократия начинается на площади, как говорит советский диссидент Н.Щаранский. Но она не заканчивается на ней. Нам предстоит долгое, изнурительное противостояние. Именно оно сделает нас зрелым гражданским обществом, закалит в борьбе, научит ценить победы.