"Биг Мак" и кофе, пожалуйста": стереотипы о гуманитариях давно устарели, но по-прежнему живучи

Блог Сергея Савинова
Главный редактор издания "МК в Твери", писатель-фантаст

Так называемому спору физиков и лириков уже много лет, но безоговорочной победы в нем до сих пор никто не одержал. Однако попытки продолжаются и в наше время, просто сама дилемма немного трансформировалась с учетом текущих реалий. А они, как нетрудно догадаться, во многом замешаны на финансовой стороне вопроса.

Сложные девяностые с их безденежьем и повальной безработицей давно остались позади, но их влияние на массовое сознание нельзя отрицать. И школьный учитель, высокообразованный, но при этом перебивающийся с хлеба на воду, стал одной из примет того нелегкого времени. Именно тогда начал закрепляться стереотип о бесполезности высшего образования. При этом не стоит забывать, что обесценивались и другие профессии, которые раньше были на пике популярности и уважения – медики, ученые-теоретики и ученые-исследователи. Государство стояло на грани выживания, и ему было, что называется, не до высоких материй. Вот и пришлось тогда как физикам, так и лирикам взвалить на свои хрупкие плечи баулы в клетку, перепрофилировавшись в «челноков».

Жизнь, тем не менее, не стояла на месте, и новое время диктовало иные запросы. В рейтинге популярных профессий на стабильно высоких местах расположились юристы и экономисты. Овладеть заветной корочкой стремились многие – считалось, что тем самым вчерашний выпускник заранее обеспечит себе будущее. В итоге юристов с экономистами начали готовить не только в вузах, но и почти в каждом лицее (экс-ПТУ) и колледже. Стоит ли говорить о том, что число специалистов в итоге дошло до критической массы, и они стали пополнять ряды тех, кто работает не по профессии? Добавим сюда многочисленных менеджеров, которых также готовили практически везде, и картина станет еще более безрадостной.

Сложно сказать, кто именно и когда впервые употребил оскорбительную шутку про выпускника-гуманитария и работу в фастфуде. Однако она оказалась настолько живучей, что многие до сих пор считают ее не просто забавной, но и невероятно актуальной – даже с учетом серьезных изменений в ситуации с профессиями. Больше того, само слово «гуманитарий» в определенных кругах стало чуть ли не ругательным. Появился даже новый стереотип: молодой человек, далекий от реальности, судящий о жизни по классической литературе и чуть что рыдающий в подушку. И – ах, да! – непременно мало зарабатывающий.

Примечательно, что считающие гуманитариев некими «недопрофессионалами» люди валят в одну кучу представителей чуть ли не всех специальностей, не относящихся к точным наукам. Юрист, менеджер, педагог, переводчик – какая разница, ресторанов быстрого питания на всех хватит! Бытует в профессиональной среде и другой пассаж: мол, любой технарь при желании может стать гуманитарием, а обратная ситуация, якобы, в принципе невозможна. Идем дальше: известные блогеры начинают всерьез рассуждать о том, что и художественная литература является эдаким мусором, так как не несет никакой прикладной нагрузки («Писатель? А работаете-то вы кем?»). Их с удовольствием подхватывают ценители тонкого фастфуд-юмора, и на выходе мы получаем образ несчастных забитых мальчиков и девочек с томиками Тургенева подмышкой.

Я ни в коем случае не хочу вбить клин между гуманитариями и технарями. Это противостояние не просто никому не нужно, оно еще и является довольно глупым по своей природе. Каждая работа

несет свою целевую нагрузку, и нет нужды в создании профессиональных «гетто». Человек может быть потрясающим инженером, но без педагогических знаний он не сможет адекватно передать свое мастерство студентам. Точно так же, к примеру, и литератор не сможет написать интересную книгу, если до этого не освоил матчасть по теме. Человек – существо, по своей природе стремящееся к развитию, причем гармоничному. Возможно, это идеалистический подход, но, по крайней мере, именно тяга к знанию делает нас теми, кто мы есть.

Современное общество, которому стали доступны огромные массивы информации, не может двигаться только в одном направлении своего развития. Более того, информация тоже стоит денег, раз уж мы еще в самом начале затронули такой аспект как финансы. Слово «контент» уже прочно вошло в наш лексикон, а готовить его качественно, чтобы продать, тоже нужно уметь.

Так что шутки про гамбургеры и свободную кассу давно пора забыть как недостойный образованного человека моветон.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру