Олимпийские переживания за спортсменов невольно наталкиваются на горечь поражений представителей нашей сборной. При этом достаточно много проигрышей наших олимпийцев мы наблюдает в тех видах, где изначально анонсировалось ожидание медалей.
В чем же причина?
Отсутствие спортивного настроя победить и прославить себя и страну?
Возможно. Не случайно Совет по правам человека и Национальный антикоррупционный комитет берутся разработать идеологию развития страны. Да, наверное, больше некому, ибо чиновники от культуры напрочь увязли в решении «глобальной проблемы» переписывания учебника истории.
Но не только недостаток патриотического настроя мешает многим нашим сборникам показать высокие результаты. Есть и другие системные проблемы.
Обратите внимание, что многие бывшие россияне выступают ныне за другие сборные от Канады до Австралии. И не просто выступают на уровне олимпийских сборных, но и выигрывают олимпийские медали. Взять хотя бы словацкую биатлонистку из Тюмени Анастасию Кузьмину, которая берет золото уже на второй олимпиаде подряд. Или швейцарского сноубордиста из Подольска Юрия Подладчикова.
В чем же причины?
Почему наши соотечественники уезжают в другие страны часто с официальной причиной невозможности пробиться в российскую сборную, а после этого, если и не берут золото, то выступают лучше всех наших сборников?
Дело в том, что отечественный спорт (речь, безусловно, идет о спорте высших достижений), как и искусство, науку и госслужбу захлестнул пресловутый продюсизм. Чтобы попасть сегодня в спортивную сборную надо, в первую очередь, быть не сильнее других, а иметь продюсера, который протолкнет в эту сборную. Такой вот «спортивный», «олимпийский» принцип. Такие вот «социальные лифты». В результате одни спортсмены (без продюсеров) ищут выход в короткий спортивный век в получении гражданства другой страны. Другие спортсмены (с продюсерами) расслабляются и теряют в классе, ибо конкуренция как минимум ослабевает (если не исчезает вовсе).
Вот так мы и теряем человеческий капитал. И не только в спорте. И не только сегодня.
В организационном треугольнике японцев «деньги-материальные ценности-человеческий капитал» люди всегда составляют вершину этой своеобразной пирамиды, ибо люди создают все ценности. Пора бы и нам, по крайней мере, научиться, хотя бы не терять человеческий капитал.