Опубликован очередной рейтинг свободы слова в Интернете от «Фридом Хоус». Соседями России по рейтингу оказались Таиланд, Иордания и Зимбабве. Согласно выводам авторов доклада, граждане этих стран лишь частично свободны в праве самовыражения в Интернете. Врут, авторы доклада и не стесняются.
По части самовыражения в интернете нам нет равных. Если раньше свобода самовыражения присутствовала по большей части в туалетах, то сегодня российский интернет один большой сортир, в котором испражняется агрессивно-анонимное большинство.
Это большинство почти полный эквивалент понятия «агрессивно – послушное большинство». Понятие ввел Юрий Афанасьев, назвав так депутатов съезда Советов почти четверть века назад. Много чего за эти годы изменилось, но только не человек. Был агрессивно-послушным стал агрессивно-анонимным. Вся разница только в технологиях. Вместо «леса рук» ряды «клав».
Виртуальное меньшинство (цифру затрудняюсь назвать, но вряд ли она превышает миллион) – это журналисты, политики, артисты, популярные блогеры, чья сфера деятельности предполагает публичность, а, следовательно, и узнаваемость. Хотя вне публичных сфер, вполне вероятно, они скрываются под никами. К ним же можно приплюсовать принципиальную группу товарищей, которые «живут» в интернете под реальными именами. В эту же страту можно занести «безобидных анонимов» - графоманы всех мастей. Кропают себе стихи, пишут многокилометровые романы. В общем, никому особо не мешают и не задевают. Вот и все, пожалуй, меньшинство.
Агрессивно-анонимное большинство, как правило, топчется на трех полянах – политика, национализм, религия. За редким исключением, чисто «сортирный» уровень дискуссии и аргументации. Нет смысла в примерах. Достаточно «кликнуть» коммы на любом сайте, чтобы убедиться – «не счесть алмазов в каменных пещерах».
Анонимность – это безнаказанность, а безнаказанность развращает. Не сомневаюсь, если взять анонимность и отменить, как предлагает протоирей Чаплин, интернет из грязного сортира, по крайней мере, преобразится в сверкающий чистотой туалет.
Но это предложение не нашло и найдет поддержки у самих анонимов и их союзников – владельцев разнообразных сайтов.
Аргументация при разной мотивации одна. Это, дескать, ограничение свободы слова. Не буду спорить, кто и как понимает эту свободу, а вернусь к мотивации.
Мотивация анонимов – страх. Мотивация владельцев – снижение посещаемости, меньше рекламы, меньше денег. Что делать? Да, кто его знает.
Может быть, жизнь в загаженном пространстве (двор, улица, подъезд, власть, интернет) и есть национальная идея, которую все ищут и не могут найти. Не знаю. По крайней мере, никто не отменял истину – каждый имеет то, что заслуживает.