В пятницу, в третью годовщину признания независимости Абхазии Россией, в республике состоялись внеочередные президентские выборы. На момент подписания номера исход их был еще неясен. С момента открытия избирательных участков все наблюдатели отмечали очень высокую активность избирателей.
Это и неудивительно: предвыборная кампания в Абхазии была очень интересной и совсем не напоминала унылые российские выборы с заранее известным результатом. До последнего момента сохранялась интрига: никто не знал, кто же из троих – Анкваб, Шамба или Хаджимба – станет президентом. С самого утра в кофейнях, на набережной Сухума политически озабоченные граждане вели жаркие споры и мыли кости кандидатам. Признаться, я позавидовала жителям Абхазии: по уровню демократии признанная нами республика явно нас опередила.
Схватка между кандидатами была очень жесткой и порой выходила за рамки приличий. Последний скандал разразился накануне голосования. Кандидат в президенты Александр Анкваб в одной из газет выразил сомнения, что Владислав Ардзинба действительно является автором интервью, в котором обвинил Анкваба в недостойном поведении во время войны, и книги мемуаров, которые сейчас готовятся к изданию. Эта книга якобы написана не им, а помощниками. Однако вечером в четверг вдова Ардзинба Светлана Джергения (которая, кстати, баллотируется в вице-президенты в паре с Раулем Хаджимба) выступила с заявлением, что Ардзинба никогда не пользовался услугами спичрайтеров и сомнения в его авторстве «направлены на дискредитацию человека, посвятившего всю жизнь служению народу Абхазии».
«Если Анквабом движут зависть и злоба, то они плохие советчики. – говорится в заявлении. – Подобное поведение, граничащее с маниакальностью, недопустимо для человека, баллотирующегося на высшую должность в государстве».
- Владислав Ардзинба лично надиктовал свои воспоминания на диктофон. – рассказала Светлана Ирадионовна обозревателю МК. – С этого диктофона набрали текст, и он лично все проверил. Историю с интервью я тоже хорошо знаю. Когда господин Анкваб захотел прийти во власть, Владислав Григорьевич посчитал нужным выразить свое отношение к этому человеку. Несмотря на болезнь, Владислав Григорьевич до последней минуты сохранял ясность ума. Анкваб хочет сказать, что обвинения в его адрес сделаны не самим Ардзинба, а кем-то, кто прикрывается его именем. Это неправда, я заявляю это официально.
Все, что говорит первый президент в своей книге, всем известно. Закан Джугелия, которого недавно убили (зам.министра внутренних дел – Авт.), сам сказал (и это было записано на пленку), что накануне войны по приказу и.о. министра внутренних дел Анкваба оружие, которое находилось на хранении в МВД, передали в КГБ. Люди восприняли это как предательство. У защитников города не было оружия. По этому поводу было заведено уголовное дело, но почему-то не доведено до конца.
Накануне голосования представители штабов двух оппозиционных кандидатов – Шамба и Хаджимба – выражали опасения по поводу возможных фальсификаций. «Если сопоставить данные о выданных паспортах с количеством внесенных в список избирателей, то получается, что 18-20 тысяч избирателей в списках ЦИК почему-то не значатся». – говорит доверенное лицо Рауля Хаджимба Иван Тарба. По мнению хорошо осведомленного абхазского эксперта, в случае, если власть пойдет на массовые фальсификации, события могут принять непредсказуемый характер. Тем более, что некоторые кандидаты уже высказывали решимость «не отдать» свою победу.
- Мы не позволим обманывать наш народ, и поэтому я ничего не исключаю. – сказал МК кандидат в президенты Сергей Шамба. – Обнаружим фальсификации – будем протестовать. Но надеюсь, что все пройдет нормально.
Между тем многие отмечают, что буквально в последние дни перед выборами в российских СМИ началась агрессивная кампания в поддержку Анкваба. «Некоторыми важными игроками принято решение поддержать Анкваба». – сказал мне осведомленный собеседник, подчеркнув, что эта самодеятельность не имеет никакого отношения к позиции первых лиц РФ.
Сухум