Пока отечественный авторынок развивался опережающими темпами, торговля автомобилями second-hand ни шатко ни валко существовала в его тени. Катастрофическое падение спроса на новые авто, ставшее явью “благодаря” кризису, заставляет автодилеров повернуться к подержанным машинам лицом.
Что ждет рынок б/у автомобилей в России и что творится на нем сейчас — решил выяснить “МК”.
Зарубежный опыт, который у нас традиционно перенимается с большой неохотой и чудовищными искажениями, показывает: основной доход в автобизнесе приносит отнюдь не первичный рынок, а продажа и обслуживание подержанных машин. Потенциал этого сегмента огромен, но в России пока используется крайне слабо. Через дилеров проходит лишь 8—15% продаж подержанных иномарок. Остальные реализуют в частном порядке.
Рост продаж “цивилизованного” секонд-хэнда (не ввезенного иностранного старья, а машин, реализованных нашими дилерами) прогнозируют многие аналитики. Оживлению вторичного рынка должны способствовать изменения в законодательстве, в частности поправки к статьям 154 и 164 Налогового кодекса, отменяющие двойное взимание НДС при продаже подержанных авто по системе трейд-ин. Благоприятную роль, по идее, должно сыграть и повышение таможенных пошлин, одновременно провоцирующих подорожание новых иномарок и делающих ввоз подержанных экономически невыгодным. Кроме того, в ближайшие годы произойдет существенный рост парка иномарок в возрасте от 3 до 7 лет — сегмента, в котором традиционно наблюдается высокая активность вторичных продаж. По некоторым оценкам, в текущем году количество таких машин превысит два миллиона, а в следующем — приблизится к четырем.
Кстати, вторичный рынок скоро может получить существенную подпитку в виде так называемых возвратных автомобилей (1—3-летние иномарки, потерявшие 20—50% первоначальной стоимости, в отличном состоянии и “чистые” по документам). Их “поставщиками” станут автолюбители, не сумевшие расплатиться по кредитам. Можно предположить, что пик невозврата ссуд придется на конец первого — начало второго квартала, еще порядка трех месяцев потребуется на оформление юридических процедур. А значит, появления на вторичном рынке доступных и почти новых автомобилей надо ждать летом.
Вот только банк не автосалон. Заниматься реализацией залогового имущества у кредитной организации нет ни времени, ни желания. Зато есть партнерские отношения с дилерами. Так почему бы не уступить им машины по сходной цене? Продали один раз — продадут снова.
Прогнозы и оценки — все-таки дело будущего. А что сейчас происходит на рынке подержанных авто? Пока, прямо скажем, серьезного секонд-хэндовского бума не наблюдается. Такое впечатление, что рынок сильно “сжался”, по крайней мере в сравнении с ситуацией конца прошлого года. Чтобы увидеть это, достаточно приобрести любую газету бесплатных объявлений.
Масштабы “усыхания” рынка подержанных авто можно ощутить буквально “на ощупь”. Количество предложений сократилось раза в четыре минимум. Характерная деталь: теперь большую часть объявлений о продаже машин публикуют не частные лица, а разнокалиберные автосалоны. И, судя по всему, количество подобных организаций заметно возросло. Возможно, это и есть первое воплощение тенденции: автодилеры “поворачиваются лицом” к вторичному рынку.
Физлица же в нынешней экономической ситуации не спешат расставаться с машинами. Кризис не лучшее время для обновления персонального автопарка — не до жиру сейчас. Тем более что получить “хорошую” цену за свое авто крайне сложно. Даже поверхностное изучение “актуальных” цен на подержанные машины показывает, что в рублевом исчислении они (по сравнению с концом прошлого года) выросли несильно, на считанные проценты. А как подорожала за это время пара доллар—евро, известно всем.
Вывод: тот, у кого сохранились “подкожные” запасы валюты, сейчас может приобрести по очень “приятной” цене машину заметно более дорогую, чем в прошлом году.
Приведенные в таблице данные наглядно все демонстрируют. Для простоты мы рассмотрели лишь одну категорию машин — так называемые трехлетки. Для весны прошлого года это были авто 2005 года выпуска, а для данного момента — 2006-го. Сравнение показывает, что по некоторым позициям рублевые цены остались практически на уровне прошлого года, а по другим хотя и выросли, но в гораздо меньшей степени, чем упал курс рубля. Стоит отметить, что “заморозка” рублевых цен проявляется тем явственней, чем более дешевый класс авто мы рассматриваем.
Рост цен в наибольшей мере заметен в люксовом сегменте вторичного авторынка. Удивляться тут нечему — давно известно, что цены на товары класса luxury в наименьшей степени связаны с текущей экономической ситуацией.
Готовя этот материал, автор посетил один из авторынков столицы. Визит получился познавательным. Прежде всего порадовала активизация продавцов-частников, продающих свои иномарки на открытых площадках.
Как только они понимают, что между рядами перемещается клиент, реально настроенный на покупку, на рынке творится нечто похожее на сцену внезапного явления туземцам белого человека. Роли распределяются так: “толпа туземцев” — автоторговцы, “богатый белый” — потенциальный покупатель. Признаться, было неудобно прикидываться последним, но доза полученного адреналина того стоила. Поначалу скучный осмотр приглянувшегося авто стремительно оживляется. Тебя начинают чуть ли не за руки таскать от машины к машине, многоголосо жужжа про кожаный салон, парктроник и бессмертную “бабушку, которая только в магазин ездила”. Страсти стихают, лишь когда на головы истерзанных бизнес-застоем продавцов выливается ушат правды: перед ними не покупатель, а “продажный журналист”, пришедший собирать материал для очередной заметки.
Однако посещение авторынка помимо ярких эмоций позволило сделать и некоторые выводы. Главный из них такой: в данный момент экономического смысла покупать тут машину нет. Все, что выглядит более-менее свежим, ввезено уже в этом году и из-за повышенных таможенных пошлин стоит слишком дорого. Остальное — машины, по тем или иным причинам зависшие в продаже с прошлого года. Это либо авто, вызывающие сомнения по части технического состояния, либо дорогие модели, которые оказались невостребованными по причине кризиса. В общем, если сегодня и покупать подержанный автомобиль, то не у перегонщиков или рыночных перекупщиков. Внимание стоит сосредоточить на специализированных салонах и интернет-объявлениях частников.
Кстати, о салонах. Как уже говорилось, их лоббисты продавили-таки через законодательные органы свою давнюю мечту — отмену двойного налогообложения НДС машины при ее перепродаже по схеме trade-in.
В комментариях отдельных участников рынка сквозил с трудом сдерживаемый позыв заняться подбрасыванием чепчиков в честь “наконец-то снятого заслона на пути развития торговли подержанными авто в России”.
Впрочем, эмоциональный всплеск маркетингового оптимизма быстро сошел на нет — кризис скомкал и позитивный момент от отмены двойного НДС. Для граждан эффект от послабления оказался столь мизерным, что по большому счету даже упоминания не заслуживает. Все потому, что рыночные цены на подержанные авто сейчас держатся на минимальном уровне — и сэкономленные проценты практически незаметны. А на автоторговцах это скажется только тогда, когда реальные масштабы торговли подержанными авто начнут хотя бы приближаться к докризисным.
КСТАТИ
Если вы планируете в ближайшем будущем приобрести подержанное авто, лучше не откладывать покупку. Ведь на самом деле никто точно не скажет, как будет развиваться ценовая ситуация в этом сегменте рынка. Да, ожидается массовый приток “возвратных” машин. Но еще неизвестно, в каких масштабах это произойдет, да и произойдет ли вообще. Ведь отдавать банку машину вместо денег очень невыгодно. К тому же рыночные цены на ввезенные в этом году подержанные машины уже заметно выше, чем на “местные” иномарки: их можно четко выделить в объявлениях.
Продавцам “возвратных” авто ничто не мешает ориентироваться именно на повышенный уровень цен. А за ними и остальной рынок может в стадном порыве вздуть цены. И тогда все — прощай мечта о приобретении подержанного автомобиля по дешевке.
Цена на “трехлетки” (тыс. рублей)
МОДЕЛЬ ВЕСНА ВЕСНА
2008 ГОДА 2009 ГОДА
Chevrolet Aveo 225—320 225—340
Skoda Fabia 265—305 270—300
Mazda 3 430—535 390—600
VW Golf 445—645 520—650
Toyota Avensis 600—685 525—770
Renault Laguna 385—600 400—540
BMW 5 980—1450 900—1700
Lеxus GS 1220—1380 1280—1600
Audi A8 1290—2680 1250—3100
Mercedes S-klass 1980—3200 2100—3800