Если на рынке новых автомобилей москвич с 2–2,5 млн рублей чувствует себя бедным (от этой отметки начинаются цены самых простых «китайцев», а дешевле лишь откровенно спартанские «нашемарки»), то вторичный рынок будто бы возвращает покупателя в начало 2010-х. И автомобили с пробегом – в основном те же, что тогда (модели первой половины прошлого десятилетия, расцвет нашего первичного авторынка и российской сборки). И цены примерно такие же, как во времена, когда они были новыми.
То есть некоторые – чуть повыше, чем были: например, семейный японский кроссовер обойдется от 1,4 до 2 млн рублей. А другие, напротив, дешевле, чем тогда в новом виде: скажем, премиальные «немцы», которые десять лет назад стоили около 3 млн рублей, сейчас попадаются и дешевле двух.
- Да, премиум особенно сильно сбросил в цене, несмотря на то, что все продолжают ценить немецкие марки, - подтверждает специалист по подбору и обслуживанию подержанных автомобилей Алексей Островский. – Все дело в том, что очень сильно выросла стоимость владения каким-нибудь «S-классом». Запчасти, а с ними и стоимость ТО поднялись до запредельных величин.
Сейчас, с поставками по параллельному импорту, сотни тысяч рублей может стоить не только солидный агрегат – например, коробка передач… Но и бампер, и фара, и даже некоторые виды наружных зеркал, отмечает собеседник «МК». Конечно, у нас развивается восстановительный ремонт, но многие клиенты привыкли к «цивилизованному автовладению», то есть ремонту в авторизованных сервисах и обслуживанию оригинальными запчастями и расходниками. А с ними как раз и проблема.
- В итоге многие выбирают смену машины – либо на новую аналогичную, пока еще есть такая материальная возможность, либо на «китайца», которых уже многие «распробовали», - поясняет Островский. – Заранее знают, что это автомобиль на 3–5 лет, что большая часть стоимости будет потеряна при продаже, но идут на это, потому что привыкли ездить на свежих машинах. А вот покупать премиум ушедших из России марок на вторичном рынке многие опасаются.
Поступление запчастей из-за рубежа сейчас заметно осложнено, рассказал «МК» Сергей Зайцев, владелец автосервиса из Санкт-Петербурга. «Раньше на разборку везли фурами б/у детали из Европы, очень дешево и много, сейчас этот канал практически перекрыт, - объяснил сервисмен. – Значит, поддерживать на ходу многие модели стало труднее и дороже».
При этом, как сообщил Алексей Островский, автомобили более простых конструкций – прежде всего японских и корейских марок – не дешевеют. Правда, и не дорожают – покупателей подержанных машин за 2 и более миллиона рублей немного. Однако предложение на рынке снижается.
- Замерли целые сектора рынка, - говорит собеседник «МК». – Недавно еще довольно легко было купить классический «крузак» 100-й серии, сейчас они практически не продаются на открытом рынке, надо искать по знакомым и друзьям. Многие праворульные автомобили тоже резко стали ценностью – это связано еще и с перекрытием прямого импорта из Японии.
Автомобилисты оценили преимущества простых «неубиваемых» конструкций, ремонтопригодных атмосферных моторов – они далеко не всегда встречались в автомобилях даже начала 2010-х годов, говорит эксперт. А более почтенного возраста машины – это уже вещь на любителя. И найти такую модель в открытой продаже, да чтобы ее еще и не купили за считанные дни – все труднее. А те автомобили, которые еще недавно были высокотехнологичной мечтой, а сейчас оказались крайне сложны в обслуживании – не только продаются, но и дешевеют.